Найти в Дзене

Стивен Кинг: а могли бы быть счастливы, но... (часть 2: 1922, Мертвая зона)

1. Генри Джеймс и Шеннон Коттери

«1922» (опубликована в 2010 году). Повесть вошла в сборник «Тьма - и больше ничего». Экранизирована в 2017 году

«Влюблённые бандиты». 1922 (2017). Кадр из фильма. Режиссёр Зак Хилдитч
«Влюблённые бандиты». 1922 (2017). Кадр из фильма. Режиссёр Зак Хилдитч

Жертвы обстоятельств и своих собственных родителей, которые решили, будто бы знают лучше, что нужно их детям. Я обожаю Кинга, но меня всегда пугала в нем одна вещь, именно в нем, а не в его произведениях: то, с какой лёгкостью он убивает своих героев. Я понимаю, что по-другому и быть не может, он - Король Ужасов, и смерти героев, как правило, вынуждены и оправданы, но все же... Джонни Смит, Ник Эндрос, Мэтти Дивоур... 

И Шеннон с Генри. 

Дилан Шмид в роли Генри Джеймса, Кейтлин Бернард в роли Шеннон Коттери. Кадры из фильма
Дилан Шмид в роли Генри Джеймса, Кейтлин Бернард в роли Шеннон Коттери. Кадры из фильма

История их любви началась незадолго до того, как отец Генри решил избавиться от жены не без помощи собственного четырнадцатилетнего сына (Генри, как и Роланду, было 14, но он выбрал любовь, пусть и закончились это трагедией... которую можно было бы избежать). До убийства матери, у Генри с Шеннон все было очень мило и невинно, они вместе холили в школу, взявшись за руки, возможно, целовались, но не больше, ведь оба были ещё детьми. После убийства все изменилось, Генри повзрослел (а как же иначе?), и их отношения тоже повзрослели, для мальчика детство осталось позади, оно оказались погребённым в сыром колодце с крысами. Нравилось это Шеннон или нет, мы не знаем, но она точно что-то почувствовала и даже обсудила это с Уилфредом, отцом Генри, а все мы знаем, как тяжело подросткам говорить о своих чувствах. Особенно со взрослыми. Но Шеннон любила Генри и переливала за него. 

Мистер Джеймс, Генри болен? (...) В это лето он какой-то другой. Я всегда знала, о чем он думает, а теперь - нет. Он уходит в себя. 
Шеннон Коттери. 1922 

После убийства Арлетт (для всех она просто сбежала), Шеннон начала заботиться не только о Генри, но и об его отце, а это уже говорит об очень многом. Отношение Генри к ней тоже поменялось, и вряд ли бы это кого-то удивило, учитывая обстоятельства, не поменялось одно: Генри по-прежнему любил Шеннон и хотел быть с ней и только с ней. Она была единственным человеком, которому он мог рассказать обо всем случившемся, но в то же время не мог. Как мог несчастный подросток выплеснуть все своё отчаяние и одиночество, желание быть выслушанным и понятым? И как должна была в таком случае поступить влюблённая в него девочка? 

Шеннон забеременела. Её родители, точно так же как и отец Генри, не захотели выслушать мнение дочери, они просто решили спрятать ее подальше от любопытных глаз, а ребёнка отдать на усыновление. Уилфред поддержал их решение, не сына, видимо, забыв о том, как совсем недавно сын поддержал его, сломав тем самым себе жизнь. Себе и Шеннон, как выяснилось чуть позже. 

Генри сделал все, чтобы быть с любимой и их ребёнком: он сбежал из дома, совершил ограбление банка, выкрал Шеннон из католического дома при монастыре, куда ее спрятали родители... 

Так началась их бродячая жизнь.

Им приходилось грабить банки, и оба они были глубоко несчастными, но пути назад, увы, не было. Газеты окрестили их «Красавчик Хэнк» и «Прелестная Шеннон», а сами себя они называли «влюблёнными бандитами». 

А потом удача отвернулась от них, Шеннон смертельно ранили, она умерла на руках Генри, который долго гладил ее волосы, прежде чем уйти следом за ней и их нерожденным ребёнком. 

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Эту жуткую историю, которая могла бы закончиться совсем по-другому, не будь родители такими непреклонными, мы узнаём от Арлетт - мёртвой матери Генри, которая приходит к своему мужу-убийце холодным зимним вечером. 

Потом ее ледяные губы прижались к моему горячему от температуры уху, и она принялась нашептывать мне секреты, которые могла знать только мертвая женщина. Я закричал.

Мне кажется, именно смерть этих двух влюблённых и их ещё не родившегося ребенка и стало самым страшным наказанием для Уилфреда. Не крысы, которых он теперь постоянно слышал, не их новая Королева - его Мертвая жена, вставшая из колодца, - не потеря дома: смерть Генри и Шеннон и подробности их гибели, которые Арлетт нашептала ему на ухо.

В смерти «Прелестной Шеннон и Красавчика Хэнка» виноваты и родители девушки(своим бездумным поступко они лишили пару не только счастливого будущего, но даже просто шанса на него), и тот, кто выстрелил в Шеннон без необходимости, можно обвинить в этом даже пулю, которая была настолько старой, что не должна была выстрелить. Но, нет, мы виним в этом только Уилфреда, точно так же, как делает сам Кинг. Смертью Шеннон и Генри он наказывает Уилфреда и наказывает нас, читателей, за то, что мы пусть чуть-чуть, пусть всего лишь на пару минут, но начинали ему сочувствовать. 

Шеннон и Генри могли бы быть очень счастливы, но их родители решили по-другому
Шеннон и Генри могли бы быть очень счастливы, но их родители решили по-другому

Лично для себя, я воспринимаю эту пару, как символ «если бы...». Если бы Уилфред не втянул сына в убийство. Если бы он почаще разговаривал с сыном после. Если бы родители Шеннон не оказались такими ... ! Если бы Уилфред взял сторону сына и помог им с Шеннон. 

Пару Генри+Шеннон (=любовь навсегда), можно рассматривать как очень четкое противопоставление всем жестокостям повести. 

2. Джон Смит и Сара Брекнелл 

«Мертвая зона»/“The Dead Zone”. Роман в жанре политического триллера с элементами детектива и ужаса. Опубликован в 1979 году. Экранизирован в виде фильма в 1983 году, в виде сериала в 2002 (2002-2007)

Кристофер Уокен в роли Джона Смита, Брук Адамс в роли Сары Брекнелл. Кадры из фильма «Мертвая зона» 1983 года. Режиссёр Дэвид Кроненберг
Кристофер Уокен в роли Джона Смита, Брук Адамс в роли Сары Брекнелл. Кадры из фильма «Мертвая зона» 1983 года. Режиссёр Дэвид Кроненберг

Ещё одна красивая пара, счастье которой разрушил случай... или судьба, злой рок, провидение. Стивен Кинг, который, если делает что-то, то старается сделать это на пять с плюсом. В романе «Мертва зона» он не просто отбирает у Сары и Джонни шанс на счастье, он делает это в тот момент, когда Сара решается на первый серьёзный шаг в их отношениях. Выйдя из комы, Джонни понятия не имеет о том, что прошло уже четыре года, и его любимая вышла замуж и родила ребёнка. 

Кадры из фильма «Мертвая зона» (1983)
Кадры из фильма «Мертвая зона» (1983)

Кинг описывает отношения Джонни и Сары в самом начале романа, всего несколько страниц, потом авария, но любовь Джонни к Саре проходит через все повествование. Мы чувствуем её, точно так же, как чувствовали сомнения Сары в начале романа, относительно своей любви к Джонни. Да, она признаётся ему, что он ей нравится, да, она соглашается провести с ним ночь - их первую ночь, которая все-таки будет, но очень не скоро (всего лишь попытка вернуть то, что они потеряли за эти годы), но мы по-прежнему сомневаемся. 

Внутренний голос, который иногда, казалось, принадлежал другому человеку, внезапно заговорил:
Тебе снова хорошо, Сара. Ты счастлива. Разве это не здорово? 

Сара признаётся Джонни в любви, но тут же говорит, что любит мужа. И если она на протяжение всего романа разрывается между чувствами к мужу и чувствами к Джонни (Кинг не пишет об этом прямо, но это становится понятно из контекста), то Джонни прекрасно понимает, что вместе они не будут уже никогда, и смиряется с этим. 

Это подтверждает и его письмо Саре, которое она получает уже после смерти Джонни. Это письмо-признание в любви, письмо-воспоминание (и ничего у нас не было лучше того вечера); это его самые сокровенные мысли, которые он мог доверить только самому близкому человеку, это тоска по тому, что могло бы быть (и я смогу увлечь тебя в другое будущее, где нет ни боли, ни мрака, ни горечи выбора); но самое главное, это письмо-прощание. 

Энтони Майкл Холл в роли Джонни и Николь де Бур в роли Сары (открытый источник Яндекс Картинки). Сериал «Мертвая зона». Создатели Майкл Пиллер и Шоун Пиллер
Энтони Майкл Холл в роли Джонни и Николь де Бур в роли Сары (открытый источник Яндекс Картинки). Сериал «Мертвая зона». Создатели Майкл Пиллер и Шоун Пиллер

Заканчивается роман почти так же, как и начинается: Сара и Джонни снова вместе, но не вместе, точно так же, как это было пять лет назад, потому что Джонни мёртв, и она пришла на его могилу сказать то, что не сказала раньше: за что! О, Господи, за что! Она чувствует его присутствие и, наверное, всегда будет чувствовать. Мне кажется, это один из самых сильных и в то же время самых трагичных моментов романа, который ставит жирную точку в отношениях Сары и Джонни, но в то же время оставляет после себя многоточие.

Кадры из фильма «Мертвая зона» (1983)
Кадры из фильма «Мертвая зона» (1983)

Всего два абзаца, в котором заключён настоящие чувства Сары к Джонни. 

...никого, как и следовало ожидать. Хотя вон же он стоит, глубоко засунув руки в карманы, с этой своей ухмылочкой (...), прислонившись то ли к памятнику, то ли к столбу кладбищенских ворот...
(...) Кто это, как не Джонни; там, совсем близко, может быть, везде.
(...) - Ты все тот же, Джонни, - прошептала она и пошла с кладбища.

А потом она садится в машину и уезжает, точно так же, как Джонни уехал от неё в тот далёкий день, когда оба были счастливы и полны надежд.

И сомнений. 

На этом пока все. Надеюсь, до скорых встреч! 🌺🌺🌺

Дорогой мой читатель, если тебе понравилась статья (ну, или не понравилась), то имей в виду, что есть ещё первая часть, перейти на которую можно по этой ссылке. Ещё можно поставить лайк или оставить комментарий 🙂. Спасибо!