Хотя в Российской империи имело место довольно жесткое сословное деление, переходить из одного сословия в другое было возможно. Причем, даже с самой низшей ступени — крепостного на высшую, в дворяне. Да, оказывается и так бывало, хотя подобные ситуации в отечественной истории отмечались достаточно редко. Как же крепостной мог стать дворянином, что ему требовалось для этого?
Настолько круто подняться в ранге можно было, проявив выдающиеся способности в какой-либо сфере. Дворянами становились отличившиеся на войне или гражданском поприще. И такие случаи были не единичными, как полагают многие.
В дворянство — за военные заслуги
В 18 веке крепостному проще всего было стать дворянином на военной службе, благо войн в этот исторический период России пришлось вести немало. Как следует из полковых рапортов середины века, около одного процента служивших в армии офицеров происходили из крестьян. А по действующей тогда Петровской Табели о рангах, даже нижний офицерский чин (прапорщик, корнет или хорунжий) давал право получения личного дворянства.
Учитывая, что крепостными в то время было 50-70% всех крестьян (зависело от губернии), можно сделать соответствующий вывод о шансах стать дворянином. Явно невысокие, но все же не нулевые.
Крепостные оружейники и металлурги, ставшие дворянами
Но и на гражданской службе были возможности столь кардинального продвижения на социальном лифте. Самый яркий пример — мастер-оружейник Никита Антуфьев, впоследствии прославившийся под именем Никиты Демидова. Его отец был из государственных крестьян, положение которых хоть и было несколько лучше, чем у помещичьих или монастырских, но статуса крепостного это не отменяло.
За заслуги в вооружении русской армии Петр I сначала передал ему ряд заводов, а в 1720 году дал личное дворянство. А уже после его смерти, в 1726 году Никита Демидов стал потомственным дворянином, положив начало знаменитой промышленной династии.
Другой яркий случай продвижения крепостного в дворяне — Семен Бадаев, знаменитый металлург, изобретший оригинальную технологию производства инструментальной стали высшего качества. Бывший в юности «дворовым человеком» одного из помещиков, он затем работал на заводе в Санкт-Петербурге и там разработал способ получения специальной стали, получившей название «Бадаевской».
За это в 1810 году правительство выкупило его из крепостничества, а через три года С.Бадаеву был присвоен первый чин XIV класса. Его обладатели в то время автоматически получали личное дворянство.
Великий архитектор, родившийся крепостным
Еще один бывший крепостной, ставший впоследствии дворянином — Андрей Воронихин, знаменитый архитектор, построивший здания Горного института и Государственного казначейства. Но главное его детище — Казанский собор, одна из достопримечательностей национального масштаба. А началось все с того, что граф Строганов вовремя заметил у своего крепостного талант и отправил учиться, а затем и отпустил на волю. В итоге, за свои достижения А.Воронихин получил в 1811 году два ордена — Св. Владимира и Св. Анны. Первый из них дал ему право на личное, а второй - уже на потомственное дворянство.
Как видите, социальные лифты в РИ пусть со скрипом, но все же работали. Да, что бы подняться по ним вверх нужно было хорошенько потрудиться, и сделать это мог отнюдь не каждый.
А как считают читатели — родившись крепостными в 18 или 19 веке, смогли бы они стать дворянами?