Театр "Но" возник в Японии как религиозное храмовое представление, он полон намеков и условностей. Его главной особенностью является то, что все актеры играют в масках.
В театре играют только мужчины, носящие и в мужские и женские маски. Все персонажи театра "Но", будь то нищий или монах, одеты в роскошные придворные костюмы из шелка и парчи, двигаться в которых актерам бывает проблематично. В жаркие летние дни зрителей предупреждают, что представление будет не в полных костюмах.
Актер "срастается" со своей маской, становится с ней единым целым в процессе игры. Маска придает персонажу загадочный вид отрешенной ожившей скульптуры. У японских психологов даже есть термин " выражение лица маски но" для пациентов с патологическими проблемами с мимикой.
Актеры всегда наделяли свои маски магической силой, бережно хранили их. Прикасаться к маске мог только сам актер и его помощник.
Сейчас изготовлением масок занимаются семьи, передающие свое мастерство по наследству. Раньше это делали актеры, скульпторы или монахи.
Дерево для вырезания масок используют только через 10-12 лет после вырубки. Его несколько лет замачивают в воде, а затем сушат. Процесс изготовления маски очень сложный и трудоемкий, он так же делится на несколько этапов.
Н.Г. Анарина - Российская исследовательница театра "Но" выделила несколько основных видов масок: это маски мужчин и женщин, маски старцев , маски богов, демонов, духов, и маски названные именами персонажей некоторых пьес.
Так для пьесы "Голубая луна над Мемфисом" появилась, вырезанная Хидэтой Китадзава, маска Элвиса Пресли.