Фото автор, Дмитрий Гусев, Анна Шилова, Валентин Сысоев.
Русский Север.
Наверное, только иностранец увидит в этом понятии географическую величину. На протяжении всей истории государства Российского «Русский Север» принято было считать величиной духовной.
Для того, чтобы прижиться на Русском севере, требовались особые душевные качества - стойкость, свободолюбие, азартная жажда жизни. Из таких характеров и выплавлялись легендарные поморы - охотники и рыбаки.
Они смело шли в рискованные экспедиции - прокладывать новые пути, осваивать поймы сибирских рек, берега Белого моря, Северного Ледовитого океана и Дальнего Востока.
Красота городков Русского Севера, больших и малых - неяркая, как местное лето. Великий Устюг всегда стоял некоторым особняком среди своих северных собратьев. Населен он был людьми воинственными и предприимчивыми, и служил северным форпостом столицы Российского государства, проводником идей объединения страны.
Среди всех парадных туристических точек, Великий Устюг в наибольшей степени сохранил эту хрупкую субстанцию, дух очаровательной старины.
Несмотря на преклонный возраст, а он - одногодок Москвы и Вологды, город выглядит живым и бодрым, да ещё и с хорошей наследственностью. Даже облезшая краска на стенах некоторых зданий выглядит словно благородная патина на старой бронзе.
По странному стечению обстоятельств, в Великом Устюге долго не было собственной станции. Этот основательный русский город так и остался не охваченным сетью железных дорог в период их массового строительства.
По легенде, в 1910 году, когда сюда вели железную дорогу, купцы были не очень довольны. И будто бы пытались дать взятку, чтобы дорогу провели чуть поодаль, чтобы она не составила конкуренции их торговому флоту. Такая парадоксальная ситуация, обычно в России бывало наоборот. Купцы собирались всем миром, и пытались "задобрить начальство", чтобы железную дорогу провели именно к ним. Ветку до Устюга построили в конце 20 века, но прямого пассажирского сообщения с центром в городе нет до сих пор.
Таким город открывался многочисленным купеческим караванам и ватагам ушкуйников, приходивших в Устюг за наймом лихих людей, для набегов на соседние кочевые племена.
Торговая пристань Сухоны, располагавшаяся на месте современной устюгской набережной, была заставлена расшивами, барками и шнявами под белыми парусами. Сотни других кораблей ожидали своей очереди чуть в стороне от города, на большой воде, где в слиянии Сухоны и Юга рождается красавица Северная Двина.
Здесь, на перекрестке водных торговых путей между Югом и Севером, по-видимому сам воздух был пропитан ароматом авантюры, приключения. Открывания новых земель. Отсюда, из Великого Устюга, происходят почти все русские первопроходцы.
Ерофей Павлович Хабаров, в 17 веке исследователь Забайкалья и Мангазеи, Лены и Амура, в честь которого названы крупнейший город и станция на Транссибе. Во многом благодаря его упорству и неукротимому исследовательскому духу, Российское государство сделало первые шаги по освоению Приморья.
Семён Иванович Дежнёв. Казачий атаман и первопроходец Севера. Открыватель реки Колымы и исследователь Колымского края. Первый мореход, прошедший проливом между Чукоткой и Аляской в 1648 году, за 80 лет до Витуса Беринга.
Владимир Васильевич Атласов. "Камчатский Ермак", "Обретатель Камчатки". В конце 17 века совершил поход из Якутска на Камчатский полуостров. Его стараниями эти земли влились в российские владения.
А ещё исследователь Нижней Лены Никита Шалауров, первый европейский открыватель и описатель Алеутских островов "железный купец" Василий Шилов и многие другие. Люди - несгибаемой северной породы! Именно их усилиями Россия стала такой, какая она есть сегодня.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, если рассказ показался вам интересным. Спасибо!