Найти тему
Василий Геронимус .

Патриарх Кирилл об отречении от тленного богатства

В последнее время стало едва ли ни модно обсуждать масштабы имущества патриарха Кирилла. Автору этих строк оная тенденция едва ли видится вполне здоровой - и вот почему.

Во-первых, интересоваться, сколько денег у патриарха, всё равно, что интересоваться, сколько денег у царя. Царь вынужден украшаться и демонстрировать избыток не ради собственной выгоды. Он представительствует от целой страны. Символизирует страну. А патриарх олицетворяет Церковь, нечто несоизмеримо большее, нежели земное отечество. То, что находится в пользовании патриарха, принадлежит Церкви, а не ему лично.

Во-вторых, патриарх несёт такую неимоверную нагрузку, несёт такие немыслимые труды, которые большинство из нас были бы не готовы понести ни за какие деньги. И предпочли бы этим немыслимым трудам нищету, лишь бы не надрываться.

Речь идёт не только о физических нагрузках, которые несёт патриарх Кирилл, речь идёт о том, что духовный статус предстоятеля РПЦ требует почти нечеловеческих усилий, постоянной самоотдачи, колоссального внутреннего подвига. Поэтому отказать патриарху в праве пусть и на малое отдохновение было бы лицемерно.

И, конечно, как сказал недавно сам патриарх интересоваться его кошельком, это бред. Подобный интерес трудно назвать вполне здоровым даже с натяжкой.

В-третьих, вопрос заключается вообще не в цифрах, а в здоровом христианском отношении к тленному богатству. Церковь в каноническом смысле не запрещает материальный избыток, она лишь призывает не держаться за материальные блага, не фетишизировать их. Мало ли у кого сколько денег? В мире есть вопросы гораздо более ответственные.

С этой точки зрения понятно отношение патриарха Кирилла к дорогой автомашине матушки Феофании, настоятельницы Покровского женского монастыря. Патриарх не запрещал матушке Феофании приобрести автомашину для церковных нужд, но когда поднялся ненужный шум, посоветовал её продать, чтобы не смущать людей с их иногда праздными вопросами.

сайт regnum.ru
сайт regnum.ru

Деньги - не первое, о чём уместно говорить в связи с патриархом. Однако это не значит, что личность патриарха стоит однобоко фетишизировать. Поэт Евтушенко дерзновенно писал (применительно к болезненным религиозным исканиям Льва Толстого):

Без спора с Богом вера однобока…

Патриарха иногда хочется не то, чтобы оспорить, но адресовать ему некоторые осторожные вопрошания. О чём? Во время эпидемии коронавируса патриарх сказал, что моровое бедствие обнаруживает суетность земной цивилизации, побуждает человека задуматься о вечности и смерти. В самом деле, как можно оспорить вечное «memento more» («помни о смерти»)?

Но не заслуживают ли люди в период бедствия, в период болезни и нищеты доли христианского сострадания (а не только сурового морализирования)? Может быть, и не заслуживают, но милосердие всё-таки выше справедливости.

Эпическая суровость Кирилла иногда подавляет психику. Под руководством патриарха воздвигнут храм Вооружённых сил в подобающей батальному началу пышной монументальной эстетике. Казалось бы, что в ней такого спорного?

Между тем, Мандельштам писал:

От Воробьёвых гор до церковки знакомой

Мы ехали огромною Москвой.

Заметим: Москва-то огромная, а церковь маленькая. Почему? Потому что в противоположность огромной Москве трогательная церковка (даже не церковь!) выражает христианское смирение и христианское милосердие. Они как бы уравновешивают дикость, азиатчину и жестокость пугающе огромной Москвы.

Под руководством Кирилла, напротив, построен огромный храм, по сравнению с которым - зрительно, а не только психически - человек кажется муравьишкой или иным мелким насекомым.

Автору этих строк упомянутая Мандельштамом церковка знакомая милее храмин, которые строились и строятся не только в религиозных целях. Будучи формально православными, эти величественные твердыни одновременно служат для прославления земных басилевсов.

сайт belizv.rbsmi.ru Храм вооруженных сил
сайт belizv.rbsmi.ru Храм вооруженных сил
сайт fotokto.ru Церковь Покрова на Нерли
сайт fotokto.ru Церковь Покрова на Нерли

В отличие от имперской архитектуры исконно православная архитектура миниатюрна. Её классический образец - это храм Покрова на Нерли. Церковка на Нерли умиляет сердце больше, нежели недавно воздвигнутый в Москве храм Вооружённых сил. Едва ли ни в противоположность ему, церковка знакомая подобно храму Покрова на Нерли располагает к молитве.

Но приходится смиряться. О патриархе Кирилле остаётся сказать одно: он правильный, строгий, ему виднее.

Возвращаясь к мелочному вопросу о деньгах, остаётся заключить, что излишне вдаваться в оный вопрос - значит, ввергаться в искушение. Сам патриарх объясняет повышенный и нездоровый интерес к этому вопросу со стороны многих людей массовой непопулярностью правды. Кирилл утверждает, что в его проповедях нет человекоугодия, ну а поскольку правда глаза колет, люди выдумывают поклёпы, лишь бы уклониться с пути истинного в спорные блуждания (чтобы не сказать заблуждения). Дословно патриарх утверждает, что его проповеди строятся не на потребу «сильных мира сего», и они как бы мстят…

С патриархом трудно да, признаться, и накладно спорить… Остаётся, однако, добавить, что его ясные тезисы существуют в некотором вопросно-ответном поле.

Где граница между милосердием и попустительством? А также где граница между жёсткой принципиальностью и сердечной скаредностью, немилосердием к людям?

Что думаете вы?