Сёриндзи Кэмпо – боевое искусство, ставящее своей целью воспитание бойцов на основе их духовного развития и физического воспитания. Сёриндзи Кэмпо, единоборство, имеющее достаточно большое количество поклонников. Всемирная федерация «Сёриндзи Кэмпо Сэкай Рэнго», созданная в 1947 году, сегодня представляет 3 000 клубов с более чем 2 000 000 участников в 37 странах по всему миру, в Азии, Европе и в Америке.
Рукопашный бой, основанный на философии дзен-буддизма, было создано мастером, скрывавшимся под псевдонимом Со Досин, а в быту, носившего имя Накано Митиоми (1911 – 1980).
История создания
Накано Митиоми, родился на о. Хонсю, в префектуре Окаяма в семье офицера таможни. После смерти отца, переехал к деду, служившего на северо-востоке Китая в Маньчжурии, на железной дороге. В 17 лет, будущий мастер Досин Со, становится учеником даосского священника, мастерски владевшего рукопашным боем или кэмпо – «способа кулака». Позднее, Накано Митиоми много путешествовал по Китаю, отрывочно знакомясь со стилями региональных кэмпо, а точнее – цюань-фа.
Находясь в Пекине, будущий создатель Сёриндзи Кэмпо встретился с главой школы Северного Шаолиня, приверженцем наиболее ортодоксального направления буддизма Чань, мастером Вен Лао Ши. Со Досин становится его последовательным и упорным учеником, а в дальнейшем – официальным представителем.
После поражения Японии во Второй Мировой войне, Со Досин возвращается в Страну Восходящего Солнца и поселяется на о. Сикоку в поселке Тадоцу, префектуры Кагава, где начинает преподавать кэмпо, открыв свое додзе в 1948 г. Хотя боевое искусство и получило название «Сёриндзи Кэмпо», переводимое как «Способ кулака монастыря Шаолинь», произносимого на китайском языке «Шаолиньсы цюань фа», оно не являлось репликой китайского цюань-фа. Со Досин, используя полученные знания, творчески переработал и слил в единое целое техники китайских стилей рукопашного боя, создав новое единоборство.
Особенности стиля Сёриндзи Кэмпо
Техника Сёриндзи Кэмпо оригинальна и существенно отличается от каратэ и дзю-дзюцу. Поединки ведутся на близкой или средней дистанции, бойцы находятся в постоянном контакте. Черная накидка, напоминающая одежду буддийских монахов и одеваемая на кимоно, играет роль защитной амуниции. Кроме поединков, практикуются формальные комплексы, дающие возможность индивидуальному освоению приемов.
Разделы практики
Го-хо – раздел, посвященный ударной технике с использованием рук и ног, локтей, а также, броски, блоки и уклоны. Удары рукой, производятся от груди, без принятого в каратэ «закручивания» вокруг оси. Удары ногами наносятся на уровне пояса – это связанно с близкой дистанцией ведения поединка, но есть удары в прыжке, подобные тоби мае-гери и тоби йоко-гери. Блоки, всегда выполняются с уходом с линии атаки.
Джу-хо – раздел, включающий освобождения от разнообразных захватов, броски и болевые приемы, проводимые на руки в стойке. Во время освобождения от захвата руки или плеча, боец, не оказывая противнику явного сопротивления, следует за ним, пытается приблизиться и выполнив отвлекающий удар, освобождается от захвата. Освобождение выполняется одним движением, а оставшийся от него момент, используется для атаки соперника кулаком или локтем. Броски выполняются без включения бедер и корпуса. В процессе тренировки используется борьба с шестами бо и хан-бо.
Сэй-хо – раздел, посвященный медитативной практике, релаксации, различным видам массажа, реанимации и акупунктуре.
Философия Сёриндзи Кэмпо
Сёриндзи Кэмпо не только оригинальный стиль рукопашного боя, в большей степени, это философское учение. Сёриндзи Кэмпо учит, что каждый человек сам отвечает за свое благосостояние: «Будда помогает тому, кто помогает себе». Мастера боевого искусства, учили не только силе, но и терпению: «Если не получилось, пытайтесь снова, пытайтесь и пытайтесь». Сострадание и оказание помощи тем, кто в ней нуждается, являются обязательными добродетелями для бойцов Сёриндзи Кэмпо, выраженным в принципе «Единство Силы и Сострадания»: «Живи наполовину для себя, наполовину для других».
Сёриндзи Кэмпо – целостное боевое искусство. Как уверял Со Досин, «оно способно нести новую надежду на действительный мир, прогресс и исполнении мечты о счастье для каждого индивидуума на Земле». Несмотря на явное идеализирование целей, Сёриндзи Кэмпо не единоборство спортивных достижений и торжества силы, а боевое искусство, воспитывающее человека в гармонии с собой, природой и другими людьми.