Найти тему
Золотой Сокол

Краткая история фехтования. Часть 1.

Пожалуй, никто не будет спорить, что фехтование как явление появилось еще во времена человека каменного века, который взял в руку палку для поражения врага. Отсюда же ясно, что тот же человек сразу стал искать какие-то новые удары, приёмы и уловки, чтобы отбивать своей палкой палку противника и т.д. А в какой-то момент палка сменилась металлическим оружием.

Фундаментальная историческая наука археология, которая просто по свойству своему обмануть не может, рассказывает о том, что уже древнейшее оружие имело такие важнейшие составляющие ее элементы как острие, лезвие, рукоятку и даже какие-то намеки на гарду (средство защиты руки, держащей оружие). Все это подтверждает вышесказанное о том, что люди издавна стремились всеми возможными способами оптимизировать свою технику обращения с оружием.

Датируемые примерно XVII веков до н.э. бронзовые мечи, найденные на территории современной Турции (предположительно минойская цивилизация)
Датируемые примерно XVII веков до н.э. бронзовые мечи, найденные на территории современной Турции (предположительно минойская цивилизация)

Широко известна древняя иллюстрация фехтования - барельеф древнегипетского храма Medinet Habu времен Рамзеса III, на котором изображен своебразный турнир по единоборствам, среди участников которого можно найти фехтовальщиков, вооруженных палками с "гардой" и дощечками на ремнях на второй руке по типу "щита".

-2

Не вызывает сомнений, что в Древней Греции, Риме, Индии и Китае практика фехтования пережила настоящий античный расцвет. Греческий историк Ксенофонт, к примеру оставил после себя трактат, где он советует оттачивать боевое мастерство на... охоте. Многие слышали о древнеиндийской «Махабхарате». Ну а боевом шоу римских гладиаторов не знать просто невозможно.

Правда, здесь стоит понимать, что фехтование в то время в первую очередь рассматривалось как важнейший практический навык для представителей определенного профессионального класса - военных. А вот именно как вид искусства, и более того, как систематизированное учение фехтование стало появляться, пожалуй, на рубеже XIII-XIV веков в Европе. По иронии судьбы, преобразование фехтования из необходимого в жизни умения в эту категорию произошло благодаря появлению огнестрельного оружия, которое и потеснило оружие холодное.

В Средние века фехтование все еще оставалось неотъемлемой частью жизни профессиональных военных - рыцарей, но постепенно становилось доступным и для других классов. К примеру, главными действующими лицами наиболее раннего из дошедших до нас европейского фехтовального манускрипта (т.н. "Тауэрская книга фехтования" или "Манускрипт i.33") были монах и школяр... и даже женщина! I.33 посвящен технике работы на мече и малом щите (баклере) с пояснениями на латыни и старонемецком.

На этой странице из i.33 слева видна явно женская фигура. Историки даже дали ей "имя" Вальбурга.
На этой странице из i.33 слева видна явно женская фигура. Историки даже дали ей "имя" Вальбурга.

В XIV-XV веках Европа переживает экономический и культурный расцвет, называемый Ренессансом. Средний класс богатеет и в городах теперь можно было встретить немало школ, где любой желающий, обладающий достаточной физической подготовкой и размером кошелька, мог обучиться у мастеров фехтования искусству ведения боя, чтобы свое непосильным трудом нажитое богатство уметь защитить.

Вообще, как верно заметил Э.Кастл - британский исследователь истории холодного оружия, в эту эпоху можно выделить две параллельно существующих манеры фехтования. Первая заключалась в нанесении мощных прицельных ударов, присущих закованным в латы дворянам, которые они бесконечно отрабатывали на турнирах с тяжелым копьем, мечом, булавой или топором, а также на охоте (прямо как по Ксенофонту, да). Вторая манера - это т.н. "бездоспешное" фехтование, когда не имеющий денег на дорогостояшие доспехи простолюдин вынужден был защищаться одним лишь оружием за счет своего проворства и ловкости.

Здесь стоит заострить внимание на легендарном Flos Duellatorum («Цветок Битвы», 1409 г.) за авторством Фиоре де Либери - одного из величайших итальянских мастеров фехтования. Де Либери описал в своей книге не только работу с коротким и длинным мечом, но и применение в бою кинжала, копья и алебарды, а также борьбу и различные уловки и хитрости в бою. Интересно, что в то время термина "фехтование" не существовало, а это нелегкое занятие именовали "искусство защиты с оружием в руках". Ну а мастера фехтования звались "мастерами защиты". Де Либери был широко известен в свое время и имел безупречную репутацию. Его книга - самый старый компендиум по европейским боевым искусствам, дошедший до наших дней. Уникальный памятник истории и культуры.

Одна из первых страниц труда Фиоре де Либери "Цветок битвы" (1409)
Одна из первых страниц труда Фиоре де Либери "Цветок битвы" (1409)

Кстати, в то время в Европе главенствовали две большие "школы" фехтования на мечах - итальянская и немецкая.

Среди итальянцев известен вышеупомянутый Фиоре де Либери, а также такие мастера, как Филиппо Вади и Пьетро Монте (конец XV века). Вдобавок, итальянцы уже стали развивать три свои "внутренние школы": венецианская, болонская и генуэзская (а также сицилийскую и появившуюся чуть позже неаполитанскую школы).

Итальянцы стали первыми, кто начал рассматривать фехтование через призму чистой науки. Например, основатель Болонской школы - Филиппо ди Бартоломео Дарди, был профессором математики Болонского университета (отсюда и название школы). А фехтование преподавали прямо в университете для всех желающих. Пьетро Монте был придворным просвещенных итальянских правителей, т.е. обязан был обладать широтой интересов и познаний. В своих трактатах, к примеру, он использовал учение о четырех темпераментах для поиска наиболее эффективной борцовской техники. Филиппо Вади живо интересовался древнегреческими и римскими источниками и науками, а его собственный главный трактат звался Ars Gladiatoria Dimicandi. Вади прославился как наставник множества неплохих кондотьеров. Да и вообще, тогда учитель фехтования был весьма высокооплачиваемым специалистом, услугами которого охотно пользовались богатые дворяне и крупные отряды наемников.

Иллюстрация книги Филиппо Вади напоминает вышеуказанную гравюру из трактата де Либери, что говорит об общности школы двух известных мастеров - Вади был последователем Либери
Иллюстрация книги Филиппо Вади напоминает вышеуказанную гравюру из трактата де Либери, что говорит об общности школы двух известных мастеров - Вади был последователем Либери

Не менее мощной школой тогда являлся стиль Kunst des Fechtens - "искусство борьбы (фехтования)", зародившийся в Южной Германии. Немцы изучали работу с длинным мечом, кинжалом, мессером, древковым оружием, основные принципы верхового фехтования и приемы рукопашного боя. Все это находит отражение в богатой библиотеке немецких мастеров - Ханс Тальхоффер, Ханко Дёбрингер, Петер фон Данциг, Зигмунт Рингекк, Юде Отт, Пауль Каль. Все они были последователями учения более раннего мастера - Йоханнэса Лихтенауэра, за авторством которого известны основы старогерманской школы фехтования в виде рифмованных советов и решений (т.н. Zettel).

Известное изображение мастера Й.Лихтенауэра
Известное изображение мастера Й.Лихтенауэра

Старейший из цехов фехтовальщиков - Burgrschaft von St. Marcus von Lowenberg (община Святого Марка из Лёвенберга), основанная немцами в середине XIV века во Франкфурт-на-Майне стала своеобразным "университетом" для немецких фехтовальщиков. Ну а главенствующей дисциплиной в "благородном искусстве защиты" тогда считался длинный меч, и Йоханнес Лихтенауэр (XIV век) - признанный гранд-мастер этой дисциплины, который оказал огромное влияние на работы всех последующих мастеров длинного меча.

Ханс Тальхоффер (XV век), например, не только развил традиции меча, заложенные Лихтенауэром, но и развивал свои собственные подходы, описал динамику перемещений и приемы восстановления физической силы. Это говорит о том, что фехтование приближается к уровню систематического и инновационного подхода к своим вопросам. Иоахим Мейер (XVI век) оставил после себя наиболее полную компиляцию немецких техник, удачно смешав ее с традициями итальянских мастеров.

Книга И.Мейера, один из лучших германских трудов по фехтованию, снабжена очень качественными гравюрами
Книга И.Мейера, один из лучших германских трудов по фехтованию, снабжена очень качественными гравюрами