Здравствуйте, дорогие друзья!
И снова с вами рубрика «Рок-Сундук» от Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга, в которой мы рассказываем о различных изданиях виниловых пластинок в коллекциях.
В сегодняшнем обзоре пойдет речь об изданиях альбомов калифорнийской группы Sparks. Отчему сразу, что группа известна, прежде всего, как авторский дуэт братьев Рона и Расселла Маэлов, и с учетом того, что в группе периодически участвовали музыканты из Англии и США, некоторые ее называют американо-британской командой, но это неправильно в силу того, что практически все композиции были написаны братьями Маэлами, а остальные были так, больше сессионными музыкантами (для записи в студии или на концертах). Так или иначе, с позиции действующих групп Sparks можно смело отнести к мастодонтам сцены – творческий путь команда начала со второй половины 1960-х годов, а в дискографии насчитывается 24 студийных альбома, что то ставит их в один ряд с такими гигантами как, к примеру, The Rolling Stones, Status Quo, The Moody Blues и др.
Музыка, в свою очередь, весьма специфична, если ее оценивать в сравнении с другими командами, поэтому для лучшего понимания их творчества проще всего разделить на периоды, где с момента возникновения и до 1977 года команда исполняла смесь арт-поп-рока с различными примесями (глэм, камеди-рок, барокко-поп), с 1979 по 1988 музыка видоизменилась до синти-попа или просто поп-рока, с 1994 по настоящее время музыканты работают над всевозможными экспериментами по смешению стилей (нью-вейв, неоклассика, мюзикл). В первый период времени команде был присущ сценический артистизм, главным образом за счет манеры Рона Маэла одеваться а-ля 1920-1930-е года ХХ века и носить усики «щеткой» в духе Чарли Чаплина (правда, многие в этом почему-то видели образ Адольфа Гитлера, хотя на эти усы была в свое время мода, и в СССР такие усы носили, вообщем, критики они такие).
1. Период арт-поп-рока (с момента образования и по 1977 год)
Первоначально коллектив назывался Urban Renewal Project, который записал всего четыре композиции в 1967 году. Три из них никогда не издавались, а четвертая «Computer Girl» вошла только в CD-версию сборника Past Tense: The Best Of Sparks, вышедшего в Германии в ноябре 2019 года на лейбле BMG (кстати, сборник вышел и на виниле с тройным разворотом и тремя вкладками). Затем в 1968 году команда сменила название на Halfnelson, и были записаны демо-версии некоторых композиций, вошедший впоследствии на дебютный альбом. Только спустя два года, в 1970 году команда смогла подписать контракт с только что образованным американским лейблом Bearsville Records и приступить к записи полноценного альбома.
Дебютный альбом увидел свет в 1971 году под одноименным названием Halfnelson и успел выйти только в США: в этом же 1971 году команда сменила название на Sparks и последующие издания на виниле были перевыпущены лейблом Bearsville Records уже под названием Sparks в июле 1972 года, опять же в США, затем в 1974 году в Англии и в 1981 году во Франции (под названием Sparks/Wonder Girl). Издания комплектовались 4-х страничной вкладкой (на манер японских), где с одной стороны был рисунок кирпичной стены, а на другой стороне тексты песен. Обложки 1971 и 1972 года также отличались рисунками (оригинал был с названием Halfnelson, а переиздание с названием Sparks). Считается культовым альбомом, хотя в свое время прошедшим мимо хвалебных возгласов. Мне здесь интересно другое: где музыкальные критики обнаружили на альбоме прото-панк? Я долго слушал и пришел к выводу, что этому стилю соответствует, пожалуй, композиция (No More) Mr. Nice Guys, так как она отдаленно напоминает классику прото-панка - песню «I Wanna Be Your Dog» (1969) группы The Stooges.
В январе 1973 года выходит второй студийный альбом A Woofer in Tweeter's Clothing, выпущенный тем же лейблом Bearsville Records в США, Франции и Англии, а в Новой Зеландии альбом вышел на лейбле Warner Bros. Records в 1974 году. Альбом получился лучше предшественника за счет таких композиций как «Beaver O' Lindy», «Moon Over Kentucky», «Underground». Штатовские издания комплектовались 4-х страничной вкладкой, как и на дебютном альбоме.
Первые два альбома считаются редкостью, поэтому в моей коллекции они представлены сборником 2 Originals of Sparks, выпущенного в 1975/1976 годах лейблом Bearsville Records, когда группа заключила контракт уже с новым лейблом Island Records. Вообще, сборником это можно назвать с натяжкой – это просто два спаренных альбома, где внешний разворот представлен рисунком с дебютного альбома, левая сторона внутреннего разворота представлена лицевой стороной конверта с переиздания первого альбома, а правая сторона – обложкой второго альбома. Сборник вышел только в Англии и Германии и комплектовался 16-страничным буклетом с историей группы. Буклет раздобыть мне не удалось, поэтому достал только оригинальную вкладку с дебютного альбома. Тоже неплохо!
Третий альбом Kimono My House вышел в мае 1974 года на лейбле Island Records (на нем выйдут и следующие три альбома) во всех ведущих странах, комплектовался вкладкой c фотографией Рона и Расселла с одной стороны, и текстами песен с другой, издания не раскрывались. Японское издание комплектовалось дополнительно 8-страничным буклетом на японском языке. Был переиздан на двойном виниле в 2014 году в честь 40-летия с момента выхода оригинала. Считается одним из лучших альбомов с дискографии, если не самым лучшим. В принципе согласен, по количеству интересных запоминающихся композиций ему нет равных, по крайней мере в первый период. Можно отметить «Amateur Hour», «Here In Heaven», «Lost And Found». Кстати, сэмплы из композиции «Amateur Hour» можно услышать на альбоме «Scooter Forever» (2017) немецкого танцевального коллектива Scooter, в песне «In Rave We Trust».
В это же 1974 году, в ноябре, выходит четвертый студийный альбом под названием Propaganda. К странам, выпустивших альбом, добавились Австралия, Нидерланды, Италия, Испания, Скандинавия (правда, я не очень понял судя по представленным вариантам на discogs, какая страна выпустила, обычно это Швеция, затем Норвегия и Финляндия, но судя по большим буквам NCB на "пятаке" это точно не Швеция), Югославия, а с 1975 года добавились Канада, Испания, Австрия и Бразилия. Все перечисленные издания, кроме бразильского, комплектовались вкладкой с фотографией и текстами песен на обороте, в бразильском же издании текст песен был вынесен на реверс конверта. Отличием английских вкладок от остальных изданий являлось наличие срезанных углов с одной из сторон вкладки. Японское же издание комплектовалось дополнительно 6-страничным иллюстрированным буклетом (кат.номер Island Records – ILS-80071).
В октябре 1975 года выходит пятый студийный альбом Indiscreet. Первый виниловый студийный альбом, вышедший с разворотом в Европе, Японии и США, но отсутствовала вкладка, видимо по причине того, что тексты песен были напечатана на развороте слева. К выпускающим странам добавилась ЮАР, но как бразильское и новозеландское издания, альбом там вышел без разворота. Критиками и рейтингами альбом отнесен к не самым успешным, по сравнению с тем же Kimono My House, с чем я лично не согласен. Альбом получился очень разнообразным (на что указывают такие композиции как Get In The Swing, The Lady Is Lingering, Looks Looks Looks) и лично мне чем-то напомнил группу Queen. Здесь есть подоплека - по свидетельствам биографов группы Sparks, ранее на одном из концертов команды на разогреве выступал еще мало кому известный коллектив Queen (где в 1972 году), и видимо стиль исполнения и артистизм пришлись по вкусу для Фрэдди Меркьюри. Это ни в коем случае не свидетельствует, что Queen заимствовали музыку Sparks, скорее Queen ее сделали более гармоничной и содержательной и чуть жестче по гитарам, нежели исполняли Sparks.
Ровно через год, в октябре 1976-го, увидел свет шестой студийный альбом под названием Big Beat. В ведущих странах Европы (плюс Ирландия), Австралии и Японии пластинки вышли на лейбле Island Records (в последний раз), а в США и Канаде на лейбле Columbia. Издания не раскрывались, но комплектовались вкладкой с фотографией братьев и текстами песен на обратной стороне. Английские вкладки опять выделились отрезанными с одной стороны углами. Определенными хитами на этот альбоме являются «Big Boy» и «I Bought The Mississippi River», но в целом пластинка получилась менее выразительной по сравнению с предыдущими работами.
Кстати, все альбомы начиная с первого и заканчивая этим альбомом, в 2015/2017 годах выходили в Европе в ремастированных переизданиях.
Следующий, седьмой по счету, альбом Introducing Sparks вышел в октябре 1977 года в США и Канаде на лейбле Columbia, в Англии, Голландии, Португалии, Японии, Югославии и ЮАР на лейбле CBS (странно, что другие европейские страны не проявили интереса к выпуску альбома). Все издания, кроме португальского, комплектовались вкладкой с цветной фотографией дуэта и текстами песен на обратной стороне.
Здесь уместно отметить, что этот альбом завершил эпоху арт-поп-рока, и группа больше подолгу не задерживалась на каких-то определенных лейблах, и выпускались на всем, что попадало под руку.
2. Период синти-поп и поп-рока (1979-1988 гг.)
Восьмой студийный альбом, вышедший в марте 1979 года под названием No. 1 In Heaven, ознаменовал переход группы к звучанию в стиле синти-поп и поп-рок, которое будет сопровождать весь творческий период на протяжении 1980-х годов. Впрочем, дуэт преследовал коммерческие цели, а попса и плясовуха в 1980-е года была в почете. Тем более, поп-составляющая изначально присутствовала в их музыке, хуже, если бы братаны начинали с прог-рока или хард рока. А так претензий нет. Любопытно, что продюсировал музыкантов Джорджио Мародер, известный по своим работам с танцевальными коллективами и исполнителями (взять хотя бы Donna Summer, об изданиях альбомов которой мы уже рассказывали ранее).
В Канаде и США альбом вышел на лейбле Elektra, в Англии, Австралии и Новой Зеландии на лейбле Virgin, в Италии на лейбле Durium, в Нидерландах на лейбле Ariola, в Германии на лейбле Ariola, Oasis, во Франции на лейбле Warner Bros. Records, в Японии вышел только на CD. Был выдержан исключительно в стиле синти-поп, среди наиболее интересных композиций я бы выделил «The Number One Song In Heaven». Издания комплектовались вкладкой. Альбом неоднократно переиздавался в 2017 и 2019 годах на цветном виниле, при этом переиздание 2019 года раскрывалось и комплектовалось двумя вкладками.
Последующие альбомы 1980-1984 годов выходили каждый год - Terminal Jive (январь 1980), Whomp That Sucker (июль 1981, в США и Канаде вышел на лейбле RCA), Angst In My Pants (март 1982), In Outer Space (апрель 1983), Pulling Rabbits Out Of A Hat (июнь 1984). Альбомы 1982-1984 года вышли в США и Канаде и ряде европейских стран на лейбле Atlantic, во Франции на лейблах Underdog и Carrere, в Германии на лейблах Atlantic и Oasis, в Японии на лейбле Atlantic (альбомы 1982-1983 гг.). Альбом 1984 года впервые за все время вышел в Аргентине и Тайване (вообще, в случае с этой группой страны Латинской и Южной Америки, либо страны из бывшего соцблока фактически не выпускали пластинки, за исключением Бразилии и Югославии). Издания в ведущих странах комплектовались вкладкой с текстами песен и фото.
Альбом Music That You Can Dance To (сентябрь 1986) вышел в США и Канаде на лейбле MCA Records, в Германии на лейбле Curb Records, во Франции на лейбле Vogue, в Англии на лейбле Consolidated Allied Records. Издания не раскрывались и ничем не комплектовались. Пятнадцатый студийный альбом Interior Design (август 1988) вышел во Франции, Италии и Израиле на лейбле Carrere и в США на лейбле Fine Art, штатовское издание комплектовалось вкладкой. Любопытно, что в СD-версиях альбом выходил под различными названиями – Just Got Back From Heaven, The World Of The Sparks / Madonna, So Important, Gold и Heaven And Beyond. При этом композиция «Madonna» в CD-версии под оригинальным названием Interior Design в бонус-треках была представлена версиями на французском, немецком и испанском языках.
Все альбомы 1979-1988 годов были выдержаны в том же стиле синти-поп с добавлением поп-рока и нью-вэйва. Данный период творчества музыкантов наверняка понравится любителям A-Ha, Modern Talking и F.R. David. Из всех перечисленных альбомов мне больше всего нравится Pulling Rabbits Out Of A Hat.
Что ж, на этом первая часть закончена. Во второй части мы продолжим рассказ про творчество этой необычной группы.
Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До скорых встреч.
Читать вторую часть
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.
-------------------
Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.