Найти в Дзене

Что объединяет Горького, Мандельштама и Платонова?

Маленький Задонск в Липецкой области. Здесь Горький стал ярым атеистом, пожив в монастыре. Здесь Мандальштам поправлял здоровье после ссылки и читал первые стихи Андрей Платонов.

Монастырь, где жил Горький

Въезжаю в Задонск по улице Крупской, и после кругового движения вокруг местного торгового центра с фонтаном упираюсь в улицу Коммуны. Передо мной главный красавец здешних мест — Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, который был заложен старцами-монахами Кириллом и Герасимом в 1610 году.

-2

Самые первые деревянные постройки давно сгорели или обветшали с течением времени. Тот великолепный архитектурный ансамбль, который виден сегодня почти с любой точки города, появился лишь во второй половине XIX века, благодаря известным петербургским и воронежским архитекторам.

Площадь монастыря достаточно большая, чтобы разместить четыре церкви, Собор Владимирской иконы Богоматери, церковь с колокольней, надвратную часовню и часовню-купальню, а также трапезный корпус. Хотя до революции здесь находились также гостиница для паломников, больница с аптекой, приходская школа, два кирпичных завода и один свечной.

-3

Особенно сильное впечатление производит Собор — сине-бело-голубые стрелы арок, уходящие в небо, и пять золотых луковок.

Я не уверена, что этот Собор выглядел также в конце XIX века, но думаю, что на Максима Горького он произвёл не меньшее впечатление.

Горький вошёл в Задонск летом 1891 года, в поисках ответов на вопросы о незримых силах, существующих в этом мире и неподвластных людям. Будущий основоположник советского соцреализма прожил в монастыре некоторое время, помогая монахам в ежедневных заботах и развлекая их светскими историями.

-4

Но главным событием того периода жизни писателя стала его встреча со знаменитым затворником Георгием Задонским, который жил в склепе под храмом. Они беседовали не единожды и всякий раз Горький возвращался от старца в задумчивости.

Спустя пять лет на свет появится рассказ «У схимника».

«Он был там, в земле, под храмом, в котором каждый день многие души, молясь, изнывали под тяжестью грехов своих, и мне казалось, что вся масса их страданий и скорбей падает сквозь отверстия в полу храма в сырой склеп подвижника, падает и давит собою дряблое тело его. И он молится денно и нощно за этих людей, собирающихся в храме над ним, молится за них к Богу, Господину своему, в силу и благость которого — он непоколебимо верует, — молится из-под земли и уверен, что молитва его дойдёт до небес».

-5

По мнению биографов Максима Горького, писатель не только не нашёл утешения и ответов на свои вопросы после встреч со святым старцем, но стал ярым атеистом и членом Союза воинствующих безбожников.

Дом, где жил Мандельштам

Следующей точкой на моей личной литературной карте Задонска стал дом, в котором летом 1936 года жил в ссылке опальный поэт Осип Мандельштам с женой. От монастыря поворачиваю налево, на длинную улицу Карла Маркса, которая раньше называлась Дворянской и запомнилась Мандельштаму, как «отличная монастырская дорога, усаженная деревьями, кажется тополями».

Город по-прежнему полон зелени. На улице имени Маркса пешеходная зона отгорожена от проезжей части деревьями и кустарниками. Справа меня провожают взглядами уютные деревенские домики.

«Его холмы к далёкой цели 
Стогами лёгкими летели, 
Его дорог степной бульвар 
Как ряд шатров в тенистый жар, 
И на пожар рванулась ива, 
А тополь встал самолюбиво».

-6

Вот и он, тот тополь, который многочисленные исследователи творчества поэта называют «тополем Мандельштама».

Крона дерева давно спилена из-за ветхости, поэтому тополь напоминает скорее руку, торчащую из земли. Своеобразный исторический памятник. Говорят, что при жизни поэта здесь росла ещё и ива, которую срубили пару-тройку лет назад. За тополем стоит железный заборчик с табличками: дом № 10 и «Продаётся».

Я знала, что здесь нет мемориального музея, но это слово было печально увидеть. 

Забор заканчивается милым приземистым домиком с четырёхскатной крышей, который похож скорее на украинскую мазанку, чем на русскую деревенскую избу.

-7

Осип и Надежда Мандельштам провели здесь чуть более двух месяцев, чтобы хоть немного поправить здоровье поэта. Оно резко ухудшилось после ссылок в Чердынь и Воронеж, куда Осип Эмильевич попал за неосторожное стихотворение о Сталине, в самый разгар репрессий. Надежда Яковлевна сопровождала мужа во всех ссылках, куда можно было ехать с женой. Она переписывала и редактировала его стихи, а также ходила по чиновничьим кабинетам в надежде получить помилование.

С самой первой встречи и до конца жизни они нежно любили друг друга и даже в разлуке чувствовали, что душами всё-таки вместе. Как ива и тополь под окнами задонского домика. Вот только в их истории первым не стало тополя.

Помолчу.

Город, где бывал Платонов

«Задонск — древнерусский монастырский центр, город божьих старушек и церковных золотых дел мастеров. Монастырь был кормильцем обитателей этого города (200 тысяч в год странников, богомольцев, богомолок и прочих пешеходов), а теперь, когда монастырь имеет значение пожарной каланчи и радиоприемника, жителям питаться нечем. Раньше по грунтовым дорогам в город несли холстину, а теперь по эфиру туда несется радиомузыка.

Вместо имущества — красота!»

А таким город помнит мой любимый Андрей Платонов.

-8

На некоторых сайтах я находила информацию о том, что Платонов родился в Задонске. Однако это недостоверная информация, потому что писатель родился в пригороде Воронежа — Ямской слободе.

А вот родители Андрея Платоновича, действительно, были родом из Задонска, но переехали жить под Воронеж по служебной необходимости. В Задонске оставался жить дед по материнской линии Василий Лобочихин, золотых и часовых дел мастер, у которого писатель часто гостил в детстве.

Его дед работал на монастырскую ризницу, слыл образованным человеком и рассказывал внуку множество историй, связанных с родным городом. Например о том, как монастырь посещал Достоевский, какая улица в городе куда ведёт и по какой тропинке проще всего подойти к Дону.

Я честно потратила вечер за компьютером в поисках какого-нибудь намёка на то, где мог стоять дом Лобочихина, с которым можно было бы связать часть жизни Андрея Платонова. К сожалению, безуспешно.

Единственным адресным упоминанием является Дом Задонского земства, где в 1921 году Платонов читал свои стихи для молодёжи. Туда и отправлюсь, тем более, что это всего в паре-тройке кварталов. Удивительно, насколько близко всё расположено в маленьких городках. Возможно поэтому они и кажутся такими уютными.

-9

Я подхожу к Задонскому социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних «Надежда», который сегодня размещается в доме Задонского земства.

Одноэтажное здание, состоящее из двух корпусов, свежеотреставрированное, поэтому смотрится очень привлекательно, особенно на фоне остальных домов на этой улице. Я не буду браться судить об архитектурном стиле, назову его классическим купеческим и довольно элегантным.

До революции вместо таблички «Центр Надежда» висела табличка «Дом Задонского земства, заложенный в 1872 году, окончен постройкою в 1873 году. Строителем был член Задонской уездной земской управы городской голова города Задонска Василий Данилович Лисицин». Увековечить его решили именно из-за того, что всем членам Земства это здание очень нравилось.

Оно служило Домом культуры и библиотечным хранилищем, а во времена Платонова здесь был революционный клуб-театр, где будущий великий советский антиутопист читал свои первые стихи.

-10

Позже он напишет: «Скитаясь по захолустьям, я увидел такие грустные вещи, что не верил, что где-то существует роскошная Москва, искусство и проза. Но мне кажется — настоящее искусство, настоящая мысль только и могут рождаться в таком захолустье».

________________________________________________________

Бурные аплодисменты тем, кто дочитал до конца. Мы помалу не пишем))

Кстати, ваши лайки бодрят словно кофе по утрам! Уж очень приятно их получать!

Подписывайтесь на наш канал, будем вместе искать необычные места недалеко от большого города.