Путешествуя по России, с каждым годом мне всё труднее и труднее поверить в то, что всего несколько десятилетий назад мы были великой авиационной державой.
Иначе быть и не могло, ведь территория нашей страны настолько огромна, что охватывает 10 часовых поясов, а транспортное сообщение в таких масштабах в принципе невозможно без авиации.
Но что-же пошло не так и как получилось, что в нашей стране оказалась почти полностью уничтожена малая гражданская авиация?
Весной 2020 года мне удалось со второй попытки добраться до самого северного населенного пункта России - поселка Диксон на 73 градусе северной широты, и своими глазами увидел, что же здесь происходит и как живут люди в этом неприспособленном для жизни кусочке Арктики.
Вот только добрался я в этот регион Арктики, край вечной мерзлоты, ледяных арктических ветров и жутких "черных" пург не с помощью той самой гражданской авиации, а на автомобиле.
Диксон - это не только самый северный населенный пункт, но и самый северный аэропорт в России под кодом DKS, которому можно смело давать награду "самого жуткого и депрессивного " аэропорта из всех действующих в нашей стране.
На минуточку, а сколько там у нас всего действующих аэропортов?
По состоянию на май 2020 года в реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации России значится всего 241 объект. И немногим меньше 140 из них являются аэропортами, так как имеют пассажирский и грузовой терминал, а остальные имеют унылый статус аэродромов.
Здесь, конечно, эрудированные читатели могут вспомнить про аэродром Нагурское на Земле Франца - Иосифа или Шпицберген. Но тут я сразу уточню, что Нагурское - это военный аэродром и там никогда не было гражданских поселений и тем более терминалов. Да и кроме пограничников, военных и метеорологов на Земле Франца - Иосифа никто не жил.
Шпицберген же принадлежит Норвегии, несмотря на то, что там есть два наших поселения Баренцбург и Пирамида. Но вернемся к Диксону...
Аэропорт "Диксон" расположен на одноименном острове в Карском море, в паре километров от поселка, и берет свою историю с тридцатых годов ХХ века.
В те далекие годы шло активное освоения северных широт и требовалась удобная площадка для обслуживания высокоширотных экспедиций. Время великих арктических экспедиций и открытий.
И вот мы подъезжаем к аэропорту и я не верю своим глазам...
Первое впечатление - здесь абсолютно всё разваливается. Начиная от здания аэропорта, рулёжками, перроном, полосой и заканчивая аэродромной инфраструктурой.
Такое ощущение, что вся инфраструктура аэропорта была построена в 1930-1950е годы и с тех пор ни разу не обновлялась.
Вместо современного радионавигационного оборудования - древние радиолокаторы П-37, которые работали трудились на страже ПВО во время СССР и такие же древние приводные радиостанции.
Аэропорт имеет единственную бетонную взлетно - посадочную полосу размерами 1500 x 46 м и был способен когда-то принимать суда класса: Ан-26, Ан-24, Ан-32, Ан-74, Як-40, Ан-2, Ан-3, вертолеты всех типов.
Но больше всего меня поразило здание аэровокзала. Ободранное, с отваливающимися кусками штукатурки, окнами, набитыми снегом, облупившейся краской на раме и выцветшей краской на вывеске "Аэропорт Диксон"
Зловещая картина для съемки голливудского "хоррора".
А ведь было время, когда Диксон принимал регулярные рейсы из Красноярска на Як-40, но когда это было...
Об этом напоминают и валяющиеся на территории аэропорта остатки Як - 40 под номером СССР-87394, который совершил здесь аварийную посадку в ноябре 1990 года.
Сейчас же состояние взлетно-посадочной полосы такое, что она больше напоминает дорогу для тракторов в подмосковном совхозе, а потому и пригодна только для использования Ан-24 или Ан-26, да и то с ограничениями.
В 2010-2011 из-за плачевного состояния полосы, Росавиация даже закрывала несколько раз аэропорт для приема самолетов. А альтернатив и не было - это единственный способ связи поселка с внешним миром.
До Норильска около 700 километров и это почти предел для вертолета Ми-8. Но кроме пассажиров надо возить почту и грузы.
Власти региона были вынуждены провести минимальный ремонт полосы и повторно открыть аэропорт для приема самолетов.
А между тем, согласно отчетов Росавиации, за 2014-2016 пассажиропоток аэропорта уверенно рос.
При постоянном населении Диксона в ~ 400-500 человек , в 2014 году было перевезено 1300 человек и 47 тонн груза, в 2015 году 1800 человек и 66 тонн груза, а в 2016 году - 4300 человек и 95 тонн груза
Как видим,аэропорт активно используется как для целей охраны государственной границы, так и для еженедельных рейсов (по погоде) на Ан-26 по маршруту Диксон - Норильск.
Вот только ни один агрегатор авиабилетов не покажет вам рейсы в этот аэропорт и купить авиабилеты можно исключительно на сайте авиаперевозчика "Красавиа" и только так.
Авиабилет в одну сторону вам обойдется в каких-то ничтожных 13-14 тысяч рублей и столько же обратно. И это за час с небольшим полета на самолете, который был выпущен без малого лет сорок назад. Но есть важный момент - билет надо еще купить и при этом угадать с погодой, а это на Диксоне непросто даже летом.
Еще один интересный момент - каждый прилетающий сюда самолет встречают пограничники. В Диксон без пропуска нельзя - 5 километровая пограничная зона.
Никакого зала прилета и вылета здесь тоже нет. Пассажиры толпятся у здания аэропорта и ожидают посадки на самолет. Да и багаж вываливают в кузов грузовика и привозят к аэропорту.
Да и сама территория аэропорта больше похожа на свалку металлолома. Ржавые бочки, цистерны, остатки заборов, кабины от автомобилей, распиленные останки вертолетов, поваленные столбы.
Да и привычной аэродромной техники здесь. После пурги кое-как прочистили рулежные дорожки, полосу и перрон и до следующего рейса.
Обычная картина для русской Арктики, ничем не удивить. Разве только, что памятником Ли-2, про который я писал в прошлом репортаже:
Ли-2 - легенда советской авиации. Как выглядит внутри самолет, который летал в Антарктиду и на Полюс, а сейчас стоит в тундре?
Но не всё безнадежно с этим уникальным арктическим аэропортом. В 2018 году его передали в федеральную собственность и уже подготовлен проект сметы на капитальный ремонт полосы и замену радионавигационного оборудования и средств связи воздушной гавани.
При этом, капитальный ремонт искусственных покрытий аэродрома: взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов полосы, предполагается производить в условиях действующего в штатном режиме аэропорта. Значит жители поселка не останутся без связи с внешним миром как десять лет назад.
Уже покидая Диксон, до нас дошла информация, что капитальный ремонт аэропорта начнется уже в 2020 году и это будет первый ремонт аэропорта за 70 лет. А может и вправду наша жизнь меняется к лучшему, а там глядишь и малая авиация России начнет оживать?
Осталось только решить вопрос, что будет летать в такие аэропорты, когда у полувековых Ан - 24 и Ан-26 окончательно истекут сроки летной годности. Ведь реальной замены этим самолетам у нас нет. Неужто доставать с консервации сотни таких же престарелых Як-40 у которых не был выработан ресурс планеров?
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!
#арктика #заброшенное #аэродромы #военно-воздушные силы