Найти тему
Жизнь в движении

Как выглядит самый северный и самый жуткий из действующих аэропортов России, который не ремонтировали 70 лет?

Путешествуя по России, с каждым годом мне всё труднее и труднее поверить в то, что всего несколько десятилетий назад мы были великой авиационной державой.

Иначе быть и не могло, ведь территория нашей страны настолько огромна, что охватывает 10 часовых поясов, а транспортное сообщение в таких масштабах в принципе невозможно без авиации.

Но что-же пошло не так и как получилось, что в нашей стране оказалась почти полностью уничтожена малая гражданская авиация?

Аэропорт самого северного населенного пункта России
Аэропорт самого северного населенного пункта России

Весной 2020 года мне удалось со второй попытки добраться до самого северного населенного пункта России - поселка Диксон на 73 градусе северной широты, и своими глазами увидел, что же здесь происходит и как живут люди в этом неприспособленном для жизни кусочке Арктики.

Вот только добрался я в этот регион Арктики, край вечной мерзлоты, ледяных арктических ветров и жутких "черных" пург не с помощью той самой гражданской авиации, а на автомобиле.

Аэропорт Диксон
Аэропорт Диксон

Диксон - это не только самый северный населенный пункт, но и самый северный аэропорт в России под кодом DKS, которому можно смело давать награду "самого жуткого и депрессивного " аэропорта из всех действующих в нашей стране.

На минуточку, а сколько там у нас всего действующих аэропортов?

По состоянию на май 2020 года в реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации России значится всего 241 объект. И немногим меньше 140 из них являются аэропортами, так как имеют пассажирский и грузовой терминал, а остальные имеют унылый статус аэродромов.

Панорама на остров Диксон
Панорама на остров Диксон

Здесь, конечно, эрудированные читатели могут вспомнить про аэродром Нагурское на Земле Франца - Иосифа или Шпицберген. Но тут я сразу уточню, что Нагурское - это военный аэродром и там никогда не было гражданских поселений и тем более терминалов. Да и кроме пограничников, военных и метеорологов на Земле Франца - Иосифа никто не жил.

Шпицберген же принадлежит Норвегии, несмотря на то, что там есть два наших поселения Баренцбург и Пирамида. Но вернемся к Диксону...

Постройки а-па Диксон
Постройки а-па Диксон

Аэропорт "Диксон" расположен на одноименном острове в Карском море, в паре километров от поселка, и берет свою историю с тридцатых годов ХХ века.

В те далекие годы шло активное освоения северных широт и требовалась удобная площадка для обслуживания высокоширотных экспедиций. Время великих арктических экспедиций и открытий.

И вот мы подъезжаем к аэропорту и я не верю своим глазам...

Вид на рулежную дорожку и перрон Диксона
Вид на рулежную дорожку и перрон Диксона

Первое впечатление - здесь абсолютно всё разваливается. Начиная от здания аэропорта, рулёжками, перроном, полосой и заканчивая аэродромной инфраструктурой.

Такое ощущение, что вся инфраструктура аэропорта была построена в 1930-1950е годы и с тех пор ни разу не обновлялась.

Вместо современного радионавигационного оборудования - древние радиолокаторы П-37, которые работали трудились на страже ПВО во время СССР и такие же древние приводные радиостанции.

-6

Аэропорт имеет единственную бетонную взлетно - посадочную полосу размерами 1500 x 46 м и был способен когда-то принимать суда класса: Ан-26, Ан-24, Ан-32, Ан-74, Як-40, Ан-2, Ан-3, вертолеты всех типов.

Но больше всего меня поразило здание аэровокзала. Ободранное, с отваливающимися кусками штукатурки, окнами, набитыми снегом, облупившейся краской на раме и выцветшей краской на вывеске "Аэропорт Диксон"

Зловещая картина для съемки голливудского "хоррора".

-7

А ведь было время, когда Диксон принимал регулярные рейсы из Красноярска на Як-40, но когда это было...

Об этом напоминают и валяющиеся на территории аэропорта остатки Як - 40 под номером СССР-87394, который совершил здесь аварийную посадку в ноябре 1990 года.

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ П-37
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ П-37

Сейчас же состояние взлетно-посадочной полосы такое, что она больше напоминает дорогу для тракторов в подмосковном совхозе, а потому и пригодна только для использования Ан-24 или Ан-26, да и то с ограничениями.

На рулежных дорожках аэропорта Диксон
На рулежных дорожках аэропорта Диксон

В 2010-2011 из-за плачевного состояния полосы, Росавиация даже закрывала несколько раз аэропорт для приема самолетов. А альтернатив и не было - это единственный способ связи поселка с внешним миром.

До Норильска около 700 километров и это почти предел для вертолета Ми-8. Но кроме пассажиров надо возить почту и грузы.

Ли-2Т с бортовым номером СССР-04219
Ли-2Т с бортовым номером СССР-04219

Власти региона были вынуждены провести минимальный ремонт полосы и повторно открыть аэропорт для приема самолетов.

А между тем, согласно отчетов Росавиации, за 2014-2016 пассажиропоток аэропорта уверенно рос.

При постоянном населении Диксона в ~ 400-500 человек , в 2014 году было перевезено 1300 человек и 47 тонн груза, в 2015 году 1800 человек и 66 тонн груза, а в 2016 году - 4300 человек и 95 тонн груза

Как видим,аэропорт активно используется как для целей охраны государственной границы, так и для еженедельных рейсов (по погоде) на Ан-26 по маршруту Диксон - Норильск.

Вид на здание аэропорта Диксон со стороны летного поля
Вид на здание аэропорта Диксон со стороны летного поля

Вот только ни один агрегатор авиабилетов не покажет вам рейсы в этот аэропорт и купить авиабилеты можно исключительно на сайте авиаперевозчика "Красавиа" и только так.

Авиабилет в одну сторону вам обойдется в каких-то ничтожных 13-14 тысяч рублей и столько же обратно. И это за час с небольшим полета на самолете, который был выпущен без малого лет сорок назад. Но есть важный момент - билет надо еще купить и при этом угадать с погодой, а это на Диксоне непросто даже летом.

-12

Еще один интересный момент - каждый прилетающий сюда самолет встречают пограничники. В Диксон без пропуска нельзя - 5 километровая пограничная зона.

-13

Никакого зала прилета и вылета здесь тоже нет. Пассажиры толпятся у здания аэропорта и ожидают посадки на самолет. Да и багаж вываливают в кузов грузовика и привозят к аэропорту.

Да и сама территория аэропорта больше похожа на свалку металлолома. Ржавые бочки, цистерны, остатки заборов, кабины от автомобилей, распиленные останки вертолетов, поваленные столбы.

-14

Да и привычной аэродромной техники здесь. После пурги кое-как прочистили рулежные дорожки, полосу и перрон и до следующего рейса.

Обычная картина для русской Арктики, ничем не удивить. Разве только, что памятником Ли-2, про который я писал в прошлом репортаже:

Ли-2 - легенда советской авиации. Как выглядит внутри самолет, который летал в Антарктиду и на Полюс, а сейчас стоит в тундре?
-15

Но не всё безнадежно с этим уникальным арктическим аэропортом. В 2018 году его передали в федеральную собственность и уже подготовлен проект сметы на капитальный ремонт полосы и замену радионавигационного оборудования и средств связи воздушной гавани.

-16

При этом, капитальный ремонт искусственных покрытий аэродрома: взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов полосы, предполагается производить в условиях действующего в штатном режиме аэропорта. Значит жители поселка не останутся без связи с внешним миром как десять лет назад.

-17

Уже покидая Диксон, до нас дошла информация, что капитальный ремонт аэропорта начнется уже в 2020 году и это будет первый ремонт аэропорта за 70 лет. А может и вправду наша жизнь меняется к лучшему, а там глядишь и малая авиация России начнет оживать?

Осталось только решить вопрос, что будет летать в такие аэропорты, когда у полувековых Ан - 24 и Ан-26 окончательно истекут сроки летной годности. Ведь реальной замены этим самолетам у нас нет. Неужто доставать с консервации сотни таких же престарелых Як-40 у которых не был выработан ресурс планеров?

-18

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!

#арктика #заброшенное #аэродромы #военно-воздушные силы