Найти тему
Техника и История

Музей заправщиков и не только.

Сеть автозаправок А-100, известна по всей Беларуси и осуществляет свою деятельность уже 8 лет. Однако, очень отрадно, что компания не только занимается своим делом, но ещё и чтит историю автозаправочной техники, собрав музей. Музей создаётся постепенно, но уже приобрел немало интересных экспонатов.

-2
Автомобиль-цистерна модели 3613 Грабовского завода на шасси ГАЗ-53-12.
Автомобиль-цистерна модели 3613 Грабовского завода на шасси ГАЗ-53-12.

Одними из первых, стали безноколонки прошедших времен, появившиеся под открытым небом на Боровой. Не обошли вниманием создатели музея и автомобильную технику. Конечно же одним из главных и почётных экспонатов, который можно назвать символом автозаправочного дела является автомобиль-цистерна для перевозки нефтепродуктов модели 3613 производства Грабовского завода на шасси грузового автомобиля ГАЗ-53-12. К тому же это первый экспонат, появившийся в экспозиции авторетротехники музея.

-4
Автомаслозаправщик МЗ-66 на шасси ГАЗ-66 имеет белорусские корни, поскольку был разработан на Могилёвском автомобильном заводе им. С.М.Кирова.
Автомаслозаправщик МЗ-66 на шасси ГАЗ-66 имеет белорусские корни, поскольку был разработан на Могилёвском автомобильном заводе им. С.М.Кирова.

Достоин внимания и другой, не менее интересный экспонат, автомаслозаправщик МЗ-66, выполненный на шасси ГАЗ-66. Эти маслозаправщики были разработаны на Могилёвском автомобильном заводе, а выпускались на Смоленском автоагрегатном заводе. Большую известность они получили в авиации, где заправляли фильтрованными и подогретыми маслами самолёты.

-6
Специальный автомобиль-цистерна АКЦ-4-255Б на шасси КрАЗ-255Б.
Специальный автомобиль-цистерна АКЦ-4-255Б на шасси КрАЗ-255Б.

Конечно же, нельзя пройти мимо и другого, ещё более уникального экземпляра специального автомобиля АКЦ-4-255Б. На гражданке такую технику можно было увидеть очень редко, ведь основное её назначение было перевозка и кратковременное хранение кислотного меланжа — смести азотной и серной кислот, компонентов ракетного топлива.

-8
МАЗ-502А особая гордость музея. В таком состоянии эти автомобили во всем СНГ огромная редкость.
МАЗ-502А особая гордость музея. В таком состоянии эти автомобили во всем СНГ огромная редкость.

МАЗ-502А. Грузовик-вездеход, которому позавидует сам музей МАЗа. В таком великолепном состоянии этот, ныне чрезвычайно редкий грузовик в Беларуси, один. Автомобиль создавался на базе 200-го семейства МАЗ для вооруженных сил, поэтому получил колёсную формулу 4Х4, однако, индекс уже получил начинающийся с пятёрки, поскольку полностью был разработан в КБ МАЗа. Заводу 1950-х был присвоен диапазон индексов от 500 до 549.

ЗиЛ-150, уже не ЗиС, поскольку этот экземпляр 1957 года выпуска, видимо один из последних выпущенных 150-х.
ЗиЛ-150, уже не ЗиС, поскольку этот экземпляр 1957 года выпуска, видимо один из последних выпущенных 150-х.

Ещё один очень интересный и редкий ныне экземпляр шоссейного советского грузовика это ЗиЛ-150 1957 года выпуска. Эти 4-тонные бортовые автомобили стали первой новой послевоенной продукцией Московского автозавода им. Сталина. А 26 июня 1956 года автозавод был переименован в ЗиЛ — Завод имени Лихачева, соответственно и вся продукция завод поменяла свою марку с ЗиС на ЗиЛ. Автомобиль этот приобретен музеем у одного коллекционера из Беларуси.

Ну и пожалуй, как вишенка на торте, абсолютная новинка музея автомобиль-самосвал МАЗ-205, причем на ходу! Особенно приятно, что музей уделяет внимание представителям белорусского автомобилестроения прошлого, которых у него уже два и оба в великолепном техническом состоянии!

-11
Ford Model A 1924 года, почти ровесник века. В СССР 1920-х довольно популярный автомобиль, прежде всего из-за своей дешевизны и надежности.
Ford Model A 1924 года, почти ровесник века. В СССР 1920-х довольно популярный автомобиль, прежде всего из-за своей дешевизны и надежности.
Fiat 1921 года, вероятно всего модели 501. Кстати, несмотря на то, что после 1922 года в Италии к власти пришли фашисты во главе с Муссолини, в 1924 году между СССР и Италией был подписан договор «о торговле и мореплавании». И потекли в СССР итальянские автомобили FIAT, Lancia и даже элитарные Isotta-Fraschini — мечта Адама Козлевича из «Золотого теленка».
Fiat 1921 года, вероятно всего модели 501. Кстати, несмотря на то, что после 1922 года в Италии к власти пришли фашисты во главе с Муссолини, в 1924 году между СССР и Италией был подписан договор «о торговле и мореплавании». И потекли в СССР итальянские автомобили FIAT, Lancia и даже элитарные Isotta-Fraschini — мечта Адама Козлевича из «Золотого теленка».

Кроме того в экспозиции музея имеются и редкие легковые автомобили прошлого: Ford Model T 1924 года, знаменитая «Жестянная Лиззи», культовый и один из самых массовых автомобилей из «ревущих 1920-х». А также Fiat 1921 года. Оба автомобиля вполне могли ездить по дорогам БССР, ведь в 1920-е годы для нашей и других Республик СССР закупалось большое количество зарубежных автомобилей американского и европейского производства, поскольку собственное производство советских автомобилей ещё только зарождалось.

Увы, Беларусь не балует автомобильными музеями и выставками ретро-автомобилей, поэтому подобные экспозиции это настоящий праздник для любителей автомобильного прошлого. Хочется пожелать удачи А-100 в подобном начинании и верить, что данная экспозиция, со временем превратиться в настоящий музей автомобилей и сопутствующей им техники и оборудования.

Владимир Павловский. Фото Михаила Моторова.

P.S.

Хоть мы и не профессиональные журналисты, однако, постарались в этой статье указать правильные индексы моделей автомобилей. Увы, но журналисты-профессионалы, в некоторые известных и уважаемых беларуских изданиях, не могут похвастать даже такой, казалось бы простой «работой». При этом, в отличие от нас, они за свою «работу» получают деньги. Поэтому, как говорилось в одном из монологов Жванецкого: «Тщательней надо, ребята»! Чтобы вместо ЗиЛ-160, был всё-таки ЗиЛ-150. А вместо ГАЗ-53.12 — ГАЗ-53-12. Это важно, поверьте!