Сеть автозаправок А-100, известна по всей Беларуси и осуществляет свою деятельность уже 8 лет. Однако, очень отрадно, что компания не только занимается своим делом, но ещё и чтит историю автозаправочной техники, собрав музей. Музей создаётся постепенно, но уже приобрел немало интересных экспонатов.
Одними из первых, стали безноколонки прошедших времен, появившиеся под открытым небом на Боровой. Не обошли вниманием создатели музея и автомобильную технику. Конечно же одним из главных и почётных экспонатов, который можно назвать символом автозаправочного дела является автомобиль-цистерна для перевозки нефтепродуктов модели 3613 производства Грабовского завода на шасси грузового автомобиля ГАЗ-53-12. К тому же это первый экспонат, появившийся в экспозиции авторетротехники музея.
Достоин внимания и другой, не менее интересный экспонат, автомаслозаправщик МЗ-66, выполненный на шасси ГАЗ-66. Эти маслозаправщики были разработаны на Могилёвском автомобильном заводе, а выпускались на Смоленском автоагрегатном заводе. Большую известность они получили в авиации, где заправляли фильтрованными и подогретыми маслами самолёты.
Конечно же, нельзя пройти мимо и другого, ещё более уникального экземпляра специального автомобиля АКЦ-4-255Б. На гражданке такую технику можно было увидеть очень редко, ведь основное её назначение было перевозка и кратковременное хранение кислотного меланжа — смести азотной и серной кислот, компонентов ракетного топлива.
МАЗ-502А. Грузовик-вездеход, которому позавидует сам музей МАЗа. В таком великолепном состоянии этот, ныне чрезвычайно редкий грузовик в Беларуси, один. Автомобиль создавался на базе 200-го семейства МАЗ для вооруженных сил, поэтому получил колёсную формулу 4Х4, однако, индекс уже получил начинающийся с пятёрки, поскольку полностью был разработан в КБ МАЗа. Заводу 1950-х был присвоен диапазон индексов от 500 до 549.
Ещё один очень интересный и редкий ныне экземпляр шоссейного советского грузовика это ЗиЛ-150 1957 года выпуска. Эти 4-тонные бортовые автомобили стали первой новой послевоенной продукцией Московского автозавода им. Сталина. А 26 июня 1956 года автозавод был переименован в ЗиЛ — Завод имени Лихачева, соответственно и вся продукция завод поменяла свою марку с ЗиС на ЗиЛ. Автомобиль этот приобретен музеем у одного коллекционера из Беларуси.
Ну и пожалуй, как вишенка на торте, абсолютная новинка музея автомобиль-самосвал МАЗ-205, причем на ходу! Особенно приятно, что музей уделяет внимание представителям белорусского автомобилестроения прошлого, которых у него уже два и оба в великолепном техническом состоянии!
Кроме того в экспозиции музея имеются и редкие легковые автомобили прошлого: Ford Model T 1924 года, знаменитая «Жестянная Лиззи», культовый и один из самых массовых автомобилей из «ревущих 1920-х». А также Fiat 1921 года. Оба автомобиля вполне могли ездить по дорогам БССР, ведь в 1920-е годы для нашей и других Республик СССР закупалось большое количество зарубежных автомобилей американского и европейского производства, поскольку собственное производство советских автомобилей ещё только зарождалось.
Увы, Беларусь не балует автомобильными музеями и выставками ретро-автомобилей, поэтому подобные экспозиции это настоящий праздник для любителей автомобильного прошлого. Хочется пожелать удачи А-100 в подобном начинании и верить, что данная экспозиция, со временем превратиться в настоящий музей автомобилей и сопутствующей им техники и оборудования.
Владимир Павловский. Фото Михаила Моторова.
P.S.
Хоть мы и не профессиональные журналисты, однако, постарались в этой статье указать правильные индексы моделей автомобилей. Увы, но журналисты-профессионалы, в некоторые известных и уважаемых беларуских изданиях, не могут похвастать даже такой, казалось бы простой «работой». При этом, в отличие от нас, они за свою «работу» получают деньги. Поэтому, как говорилось в одном из монологов Жванецкого: «Тщательней надо, ребята»! Чтобы вместо ЗиЛ-160, был всё-таки ЗиЛ-150. А вместо ГАЗ-53.12 — ГАЗ-53-12. Это важно, поверьте!