Найти в Дзене
Хомячок-Историк

Имдинская война Часть I

Давным-давно, когда Корея ещё была единой - вот как это было давно! - в Японии закончился период Сэнгоку - эпоха Воюющих провинций. Всю страну Восходящего Японца объединил Тоётоми Хидэёси.

Водрузил себя Хидэёси на самый высокий стул под самой красивой сакурой и задумался: "Никогда ещё власть в Японии не была настолько централизованной, но что же делать полумиллионной ордой гордых самураев, смотрящих на меня, как на свои отходы? Эти ребята презирают меня за низкое происхождение и ничего и не умеют, кроме как людей калечить в промышленных масштабах".

Так как на самом высоком стуле редко сидят самые глупые люди, то и Хидэёси придумал, чем занять своих воинов - он решил завоевать Корею. Для того чтобы начать войну, требовался сasus belli - повод к войне. В апреле 1592 года Хидэеси потребовал от вана Сонджо - короля корейского - пропустить через его владения японскую армию, снабдив её продовольствием и гейшами, для похода на Китай. Корейцы понимали, что в данном случае "пропустить" означает отдать свою территорию на разграбление и Сонджо отказался это сделать. Так началась Имдинская война. Имдин - это наименование 1592 года в 60-летнем цикле календаря, которым пользовались в то время китайцы и корейцы.

-2

В то время в Корее воинская служба не была престижной, и причиной тому был не только пацифизм. Генерал Сонге, свергнувший предыдущую династию, отдался под покровительство китайского императора - у мятежного генерала не было причин доверять местной аристократии и по всей Корее были расположены китайские гарнизоны.

Следование такой политике в течение двухсот лет привело к тому, что на море дело обстояло очень хорошо - корейские торговые корабли, под защитой мощного военного флота, уверенно чувствовали себя на волне, а вот на земле всё было очень плохо. Китайский офицер больше интересовался размером отката, получаемого от контрабандистов, чем боеспособностью своего подразделения. У Японии было всё наоборот - их корабли плавали как дрова, так что уповали самураи на стрелков-асигару, и, само собой, на рукопашный бой.

Всего для захвата Кореи Хидэёси подготовил 220-тысячную армию и флот численностью в 1000 кораблей. Японская армия, под командованием Като Киёмаса, приёмного сына Тоётоми Хидэёси, успешно высадилась на юге корейского полуострова и стала продвигаться на север страны.

Казалось, что Корея была обречена. Но был там один идейный парень по имени Ли Сунсин - взятки не брал, контрабандистов вешал, солдат тренировал. Военную науку он впитывал в академии Сеула целых восемь лет, где обучался стратегии, тактике, фехтованию, верховой езде и любимой им стрельбе из лука.

-3

Его не очень любили, и доносы летели гуще, чем птицы по осени. Ссылка в захолустье могла бы поставить крест на карьере Сунсина, но преданность своей профессии всё-таки решала - набегающие на Корею кочевники-чжурчжэни были всегда биты, а подворотнички его солдат были всегда чистыми.

И это естественно, ведь дисциплину Сунсин насаждал железную - этому его обязывало классическое конфуцианское воспитание, основанное на глубоком почитании старших, в данном случае – по званию. Малейшее нарушения устава наказывалось публичным битьём лица, а для самых непонятливых - смертная казнь.

К началу Имдинской войны Ли Сунсин был на гражданской службе - он возглавлял области Чонип и Теин в провинции Чолладо. Понимая, что его место в армии, Ли Сунсин начал искать возможности перевода на воинскую должность.

После непродолжительно бюрократической возни, Сунсин оказался в Чолладо уже командиром всех местных сил - морских и сухопутных. Не желая испытывать своих солдат в рукопашном бою с самураями, Ли Сунсин отдавал предпочтение убийству издалека - корейские лучники и артиллеристы флота обучались лично у адмирала.

-4

За годы службы Ли Сунсин хорошо изучил географию прибрежных вод и тактику японских пиратов. Оружием его победы были кобуксоны - броненосные корабли-черепахи.

Кобуксоны представляли собой небольшие двухпалубные плоскодонные корабли длиной 30-37 метров, построенные из твёрдых пород дерева. На нижней палубе каждого корабля размещались гребцы, офицеры гребной команды и барабанщики, задававшие темп движения (общая численность гарнизона нижней палубы достигала семидесяти человек, и в критические моменты боя эти люди могли присоединяться к гарнизону верхней палубы для отражения абордажной атаки противника). На верхней палубе располагались пушки с расчётами, стрелки, абордажная команда и офицеры (до шестидесяти человек). На единственной мачте корабля мог подниматься косой парус, позволявший продвигаться вперёд при встречном ветре.

Высокие укреплённые борта затрудняли взятие кобуксона на абордаж и защищали его команду от настильного огня противника. Посреди верхней палубы устанавливалась боевая будка с капитанским мостиком.

Кобуксон мог выдерживать попадания из аркебуз и пушек среднего калибра и хорошо держал картечь. Тяжелому кобуксону, скрепленному железными гвоздями и скобами, был нипочем любой таран. Главным вооружением судна была артиллерия, которая стреляла ядрами и большими железными стрелами. Пострелять было из чего: кобуксон мог нести на борту до 30 пушек.

Тактика была простой, как всё гениальное: прикрываясь дымовой завесой, извергаемой из носовой фигуры в виде дракона, кобуксон разгонялся и врывался в середину японского флота. После тарана кобуксон начинал кружиться вокруг своей оси, поливая вокруг ядрами и пулями.

-5

В стране не хватало металла для оснастки флота и по предложению адмирала население стало сдавать медную и бронзовую посуду для отливки пушек. Корейские учёные смогли наладить массовое производство пороха, и новый флот Кореи разгромил японцев в битве близ острова Хансандо. После этой битвы господство на море перешло к корейскому флотоводцу...

Лучшая поддержка - это, разумеется, ваши лайки и репосты, но деньги тоже очень приятно, ведь так можно меньше думать о земном и больше - о духовном, что положительно сказывается на качестве статей:
4817 7601 9024 2002 (Сбербанк)