Найти тему
Эзопсихорел

Джайнизм - первая социальная революция в истории,открывающая простым людям врата знания и свободы от индустриальной цивилизации!

Изучение джайнизма долгое время оставалось без внимания. Он считался незначительным ответвлением индуизма. Во Франции только Герино посвятил свою жизнь анализу первоисточников философии джайнов. Индологи Франции были поглощены изучением ортодоксального брахманизма с несколькими исключениями, такими как великий Бурнуф, чье «Введение в историю буддизма» является классическим, и Эмиль Сенарт, который глубоко изучил записи Ашоки, в то время как Сильвен Леви специализировался на санскритских источниках буддийской философии. Монография Герино о джайнизме - выдающееся произведение, памятник эрудиции и философской оценки.

В Германии важная группа индологов возглавляемая Германом Якоби начала научное исследование джайнской традиции, но во Франции Сорбонна и Коллеж де Франс пренебрегали джайнизмом как областью изучения, хотя Сильвен Леви неоднократно предупреждал своих учеников, что Неисследованная область джайнизма заслуживает внимания индийских ученых.

несомненно, оригинальность философии Махавиры, которая доминирует в сообществе джайнов, представляется чрезвычайно важной с точки зрения индийской культуры. Тот факт, что небольшое меньшинство джайнов, не превышающее полутора миллионов, затоплено среди сотен миллионов индусов, не должно закрывать глаза на значение философии джайнов для истоков индийской мысли.

Махавира, 24-й тиртханкара, теперь признан одним из величайших мыслителей Древней Индии, равным Будде в силу его глубины и характера. Взаимопомощь двух величайших мудрецов Древней Индии считается историческим фактом: они жили в одном и том же VI веке до нашей эры, в одной провинции Магадха, проповедуя в одних и тех же городах и деревнях, в Раджагре и Вайсали. Должно быть, они встречались и обменивались идеями в соответствии со всеми психологическими вероятностями, хотя мы не располагаем текстовыми доказательствами их личных отношений.

Объективный анализ мысли Махавиры и Будды показывает множество общих точек, которые характеризуют джайнизм и буддизм. Ахимса и Нирвана являются понятиями, которые принадлежат обеим системам. Если мы углубимся в истоки этих концепций, мы непременно примем джайнскую традицию как источник этих специфических аспектов индийской мысли. Джайнизм с его доисторическим происхождением и его 24 тиртханкарами предшествовал буддизму на несколько веков, хотя мы не можем принять джайнскую мифологию, которая скрывала историю общины. Тем не менее, историчность не только Махавиры, но и Парсвы, 23-го Тиртханкары, который жил за 250 лет до Махавиры, в 8-м веке до Рождества Христова, того самого столетия, которое породило первые подлинные Упанишады, теперь не вызывает сомнений.

Историческое существование двух джайнских орденов во времена Будды подтверждено; оба предшествовали буддизму как монашескому институту. Орден, основанный Махавирой, был просто результатом организационной реформы, реорганизовавшей Орден Парсвы. Общины джайнов были давно разделены и до сих пор спорят о подлинности своих сект.

Махавира и Будда были принцами племен кшатриев, восставших против привилегий священства брахманов. Джайнизм представляет собой первую социальную революцию в истории Индии, открывающую врата знаний для простых людей, принимаемых в сангхе тех, кто желает подчиниться суровой дисциплине Ордена. Сам Будда должен был измождаться в годы медитации под деревом Бодхи, прежде чем провозглашать Средний Путь как путь к Просветлению между пытками и поисками удовольствий.

Существенное различие между джайнизмом и буддизмом заключается именно в той крайней строгости, которую Махавира наложил на монахов своего ордена, которые должны отказаться от всех удовольствий и жить жизнью полного воздержания со всех точек зрения. Им было запрещено есть даже помидоры, лук, картофель как содержащие микробы, и уважение ко всей жизни, ко всему, что растет и живет на земле и в воздухе, стало жесткой догмой. Самая суровая форма ахимсы - это принцип, объединяющий все четыре секты джайнизма в их ужасе от насилия. Их разделение на «дигамбары» и «светамбары» на секты мульти-пуджи и две секты, которые отвергают все поклонение образам, станакавасы и терапевтов, не должно скрывать их существенной верности принципу ненасилия как общей основы всех джайны.

Мать Махатмы Ганди была джайной, его гуру в Порбандаре, в его родном городе, был выдающийся джайнский мудрец, и его сердце с детства было впечатлено джайнской традицией ахимсы, которая стала путеводной звездой всей его жизни. Историки современной Индии не должны забывать это решающее влияние в карьере Ганди, которое определило судьбу нации.

Средневековый индуизм провозгласил и джайнизм, и буддизм ересью, противостоящими ведической культуре. Священство браминов видело опасность для их привилегий в том, что и джайнизм, и буддизм открывали низшим кастам доступ к высшим знаниям и хотели монополизировать для себя мудрость древней Индии как источник престижа и дохода. Недавние исследования развеяли ложные притворства средневековой ортодоксальности как единственного хранителя индийской мудрости.

Реакционные пандиты ведут проигрышную битву против просвещенного мнения о критической науке, которая не признает, что подлинный дух Древней Индии можно найти в учениях Махавиры и Будды, которые могут отличаться в способах применения ахимсы в повседневной жизни, но полностью согласны с отказом от монополии псевдобрахманизма, как ложно интерпретируется средневековыми комментаторами.

Философский брахманизм является неотъемлемой частью общего наследия всех великих мудрецов эпохи Упанишад, которое разделяют и джайнизм, и буддизм, принимая идеал универсальности и отвергая излишки ритуализма. Оба настаивают на том, что индивидуум должен развивать свой ум своими духовными усилиями и подниматься на более высокий уровень без какого-либо посредничества между собой и Божественными силами.

Дисциплина тела и разума, предписанная Древнеиндийской Мыслью, представляет собой самый оригинальный вклад Индии в психологию человека. Его основа - йога, а джайнизм - чистая йога в попытке освободить дух от всех земных сил. Есть джайнская йога, как есть и буддийская йога и индуистская йога, с одним отличием: средневековый брахманизм исказил изначальный дух йоги, который стал инструментом лжегуру, тысяч фальшивок, злоупотребляющих религией для личного роста.

Как Махавира, так и Будда должны быть поняты как Мастера Йоги, которые заложили основы индийской психологии, показывая путь к духовному совершенству, поднимая человеческую природу на более высокий уровень и демонстрируя возможность достижения Просветления, которое означает космическое сознание, самоидентификацию всей жизнью, со Вселенной на службе у самого высокого идеала, когда-либо достигнутого в истории: самопожертвования.

Джайнская система философии разработала теорию кармы, представляющую огромный интерес: согласно джайнизму душа изначально чиста, но она загрязняется материальными частицами в результате контакта с миром. Задача джайнского святого - освободить его душу от всех этих частиц посредством абсолютного отречения и восстановить чистоту его души. Чистота и совершенство - это идеалы, которые Индия заимствовала из джайнской традиции. Меняются только методы, но идеал тот же.

Современная психология отказывается согласиться с этим презрением ко всей материи. Человеческую природу я рассматривал сегодня как единое целое, разделенное на тело и разум, но пытающееся объединить два аспекта человека в гармоничное целое. Как и христианин, индус считал, что разделенные тело и разум - это две несовместимые сущности, и рассматривал душу как раба физиологии, который должен быть освобожден религиозным воспитанием.

Современный взгляд на человечество не принимает этого радикального разделения материального и духовного. Тем не менее идеал духовной свободы, свободы от всех непредвиденных обстоятельств индустриальной цивилизации, поработивших западный мир, делает изучение индийской мысли весьма поучительным для современного человека, стремящегося отделить свою внутреннюю жизнь от оков материализма.

Сами джайны признают, что 24-й Тиртхамкара был последним в этом цикле земного существования и что сегодня невозможно достичь наивысшего духовного уровня. Святые джайны со всей строгой дисциплиной все еще находятся в рабстве физиологии, хотя каждый день демонстрируют возможность уменьшения такого рабства до абсолютного минимума. Махавира по сути интересен с психологической точки зрения, поскольку это воплощение Силы Воли, Духовной Воли в ее самой чистой форме.

Ахимса - это принцип всеобщей любви, единственной целью которого является смещение человеческой природы из животного плана в духовную сферу, который пытались продвигать все исторические религии. Джайнизм послужил революцией в истории Индии, оплодотворяя самые благородные элементы индийского характера. Хотя общины джайнов вырождаются и участвуют в моральном разложении человечества, личность Махавиры сияет высоко над вульгарностью нашего века и заслуживает признания одним из величайших мудрецов всей истории.

Dr. Felix Valyi - THE PLACE OF JAINISM IN INDIAN THOUGHT