Самобытный орнамент с птицами счастья, конями на комариных ножках и оленями с развесистыми рогами, чем-то напоминающими творения японца Миядзаки. Во время нашего путешествия мы столкнулись со знаменитой Мезенской росписью вскользь – из-за пандемии были закрыты все музеи Архангельской области, где можно было бы узнать все подробности этого ремесла. Но кое-что выяснить удалось, а фотографии пришлось взять на этот раз из открытых источников.
Считается, что необычная роспись пошла из села Палащелье на берегу реки Мезень. Как центр росписи по дереву в источниках это место упоминается только в 1906 году, но считается, что сам стиль сформировался заметно раньше – в конце 18-го века.
Взглянув впервые на достаточно примитивные рисунки, кажется, что всё это какая-то наркомания – кто же так рисует, скажем, коней? А оленей вы вообще видели? Но по непонятной причине, перестать разглядывать и вглядываться в эти орнаменты – невероятно сложно. Они затягивают и, в итоге, привлекают гораздо сильнее расписных роз в Каргополе (это тоже покажем, но чуть позже).
Все рисунки, сделанные в этой манере, невероятно светлые. Такое впечатление, что от них становится даже легче на душе. Частично, вероятно, потому что готовое изделие покрывали олифой. Когда она высыхала, то деревянную подложку как будто озарял солнечный свет.
В росписи используют всего два цвета – черный и красный. Когда-то это была охра, изготовленная из береговой глины и сажа, смешанная со смолой лиственницы. В старину мастера работали глухариным пером! Также в ход шли заостренные палочки и кисти.
Все элементы росписи сочетаются друг с другом на удивление гармонично, и несут собственный смысл, рассказывая о жизни севера и людей, некогда его населявших.
Самые знаменитые и узнаваемые сюжеты Мезенской росписи построены вокруг коней и оленей. Они изображены до того нереалистично, что даже не всегда с первого взгляда угадывается – что это? И дело не столько в ярко-красном цвете, а в пропорциях: длинные тонкие, словно комариные, ноги заканчиваются не копытами, а пёрышками. Рога оленей иногда можно спутать с развивающейся гривой. Эти животные изображены как нечто мифическое, неземного происхождения. Они даже чем-то перекликаются с творчеством знаменитого режиссера-аниматора Миядзаки-старшего, хотя вряд ли он когда-либо переправлялся через Северную Двину и колесил по бескрайним болотам и тайге.
Еще один любимый сюжет – изображение птиц. Ими не только расписывают предметы быта, но и изготавливают и щепы – для красного угла. Считается, что они приносят хорошие вести и счастье.
Все эти сюжеты обрамляются изображениями деревьев, геометрическими орнаментами, символами стихий и плодородия. Почти у каждой чёрточки орнамента - свой смысл.
И самое прекрасное в этой росписи – это не искусство ради искусства. Ей расписывали самые обычные бытовые предметы – туески, прялки, детские игрушки, разделочные доски, ложки, солонки, решето и многие другие вещи, без которых не обойтись. И эти сказочные сюжеты привносили добро, тепло и солнечный свет в повседневную сложную и изматывающую жизнь «на фронтире». Особенно в полярные ночи.
Искусство Мезенской росписи не утрачено - им до сих пор занимаются мастера и мастерицы тех краёв, чтобы принести в нашу жизнь хоть немного прекрасной сказки.