Когда говорят о Петре I, всегда приходит на ум Санкт-Петербург. Северная столица России, построенная первым русским императором в болотах Ингрии. Северные широты, близко лежащие к полярному кругу, холодный климат, сырость. Почему именно там русский царь решил строить столицу своей империи?
На начало XVIII века эти земли не принадлежали России, они находились под управлением Швеции. Для того, чтобы построить новую столицу, необходимо было, сначала завоевать эту территорию. Но со Швецией Россия жила в мире. А в состоянии войны наша страна находилась с другим своим соседом с Турцией, мир с которой будет заключён 3 июля 1700 года.
Зачем Петру понадобилось срочно заключать мир с ослабленными Османами и идти войной против могущественной Швеции? России нужен был выход к морю. Но ведь Чёрное море тоже море. Тем более, что по результатам перемирия за Россией уже сохранялись города на побережье Азовского моря. Можно было добить вместе со «Священным союзом» турок, их вассалов крымчаков и занять Крым. Там построить новую столицу порты и флот. Но царь решил идти на север. И сделал это он, скорее всего из следующих соображений.
Вероятно, что войну с Османской империей Россия бы выиграла. С трудом, но Крым и Северное Причерноморье было бы занято русскими войсками. Но это не давало России выход в мировой океан и возможность свободно торговать с Западом. Потому что Чёрное море со Средиземным соединяют проливы Босфор и Дарданеллы, которые расположены у столицы Турции – Стамбула. А на захват "Царьграда" сил у России тогда, скорее всего бы не хватило. Даже имея выход в Чёрное море, но не владея проливами, русским кораблям турки перекрывали бы дорогу.
А Ингрия имела выход в Финский залив, вытекающий в Балтийское море, по которому можно беспрепятственно торговать с северной Европой. Поэтому, скорее всего, для Петра приоритетным было северное направление внешней политики. И именно поэтому он решился на войну со столь грозным противником.
Тем более, что против шведов сложилась коалиция. Союзниками России выступили Дания и Речь Посполитая.
Сложись геополитическая ситуация несколько иначе и в 1703 году могла появиться не северная, а южная столица России, где-нибудь в Крыму или на Тамани. Санкт-Петербург – южная столица России. Забавно. И это был бы совсем другой Петербург...
Екатерина Великая уже во второй половине века задумала строить южную столицу России, но не в Крыму. Она затеяла строительство Екатеринославля (ныне Днепр - Днепропетровск). Однако этот город так и не стал значимым для Российской империи, как Москва или Петербург. Зато на юге выросли Севастополь и Одесса, тоже при Екатерине после присоединения этих земель по итогам, как раз русско-турецких войн.