Найти в Дзене

Искусство Ромейн Брукс [Romaine Brooks]

Self-Portrait (1923) | Smithsonian American Art Museum
Self-Portrait (1923) | Smithsonian American Art Museum

Недавно прочитала довольно интересную статью в журнале TheCut “…Картины с обнаженными женщинами, нарисованные одетыми мужчинами, вдруг оказались не к месту на стенах картинных галерей. После движений #metoo и #TimesUp современный мир задался вопросом является ли стремление мужчин нарисовать голую женщину художественно оправданным” [вольный перевод выдержки из статьи].

Хочется внести другой взгляд и познакомить вас с парой художниц. Начнем с Ромейн Брукс [Romaine Brooks] (французской художницей американского происхождения, 1874-1970).

1920-е годы

Brooks была представителем богемной контркультуры европейской аристократии и американских иммигрантов. Она была одной из художниц того времени кто бросил вызов традиционным представлениям о том, как женщина должна выглядеть и вести себя.

Brooks рисовала своих подруг из Французского салона организованного ее партнером Нaтaли Барни [Natalie Barney].

“До Первой мировой войны гостьями [этого] лесбийского салона были в основном богатые и/или принадлежащие к высшему классу женщины, так как лишь они могли вести независимую жизнь и чувствовали себя достаточно уверенно, чтобы пренебрегать условностями. К 1920-м годам эта субкультура влилась в богемную среду.”

Как писала Ольга Хорошилова в “Молодые и красивые. Мода двадцатых годов

“…завсегдатаи [салона], торговцы парижским ядом, бледные дамы в смокингах и крахмальных воротничках, мужественные и бесстыже безмужние, непринужденно говорили о новых женщинах, военных ранах, о юных garçonnes, которым посвящали себя и свои тихие таланты. В салоне […] осмысляли произошедшие перемены, сделали новому женскому идеалу красоты рекламу в среде европейских интеллектуалов. И тем возвели собственную маргинальность в культ.”


Из всех ее портретов мне больше нравятся те где изображены женщины с андрогинной внешностью, одетые в мужской костюм и коротко подстрижены, сохранив при этом свою женственность и сексуальность. Ее женщины не существуют на картинах для того чтобы радовать мужчин своей красотой.

Peter (A Young English Girl) (1923-1924) | Smithsonian American Art Museum
Peter (A Young English Girl) (1923-1924) | Smithsonian American Art Museum

Одна из моих любимых картин—Питер, молодая английская девушка [Peter, A Young English Girl]—портрет британской художницы Ханны Глюкштейн [Hannah Gluckstein] (известной под именем Глюк, которая примерила на себя мужскую идентичность, начиная с одежды и заканчивая поведением). Она правда выглядит как молодой паренёк, или портрет Уна, леди Трубридж [Una, Lady Troubridge] с собачками—а-ля денди в женском обличии.

Una, Lady Troubridge (1924) | Smithsonian American Art Museum
Una, Lady Troubridge (1924) | Smithsonian American Art Museum