Сегодня у нас как бы триллер, но с большой примесью драмы и детектива - фильм 2000 года "Дар". Главные роли тут играют Кейт Бланшет, Киану Ривз и Хилари Суонк, которые по сей день являются ярчайшими звёздами голливудского кино. Интересно также, что все они играют в этом фильме не совсем типичные для них роли. Кейт Бланшет изображает мать-одиночку Энни, с паранормальными способностями, такую добрую, несчастную ведьму. Киану Ривз тут - местный психованный дуболом, который избивает жену и вообще ведёт себя, как полный придурок. А Хилари Суонк - та самая жена, которую избивают, простая и глуповатая селянка на каблуках и в колготках в сеточку. Вообще, это, наверное, интересный опыт для режиссёра - использовать актёров вне рамок их амплуа. У нас, например, Алексей Герман, не сегодняшний младший, а тот, настоящий - часто баловался этим, брал комиков на серьёзные, драматические роли. Андрей Миронов в "Иване Лапшине", Ролан Быков в "Проверках на дорогах", Никулин в "Двадцать дней без войны", даже Ярмольник в "Трудно быть богом" (ну, последний мне не хватило сил досмотреть до конца, может, он там в конце как-то особенно засверкал, не знаю). И это лучшие образцы. Другие опыты, когда, например, телеведущий Нагиев играет трагическую роль, это, конечно, совершеннейшая вампука, но тут уж от масштаба таланта зависит, сам метод, повторюсь - интересный.
В написании сценария фильма "Дар" поучаствовал Билли Боб Торнтон, тоже не последний человек в Голливуде, а режиссёром выступил Сэм Рейми, тот самый, который снял когда-то культовых "Зловещих мертвецов", да и сейчас без работы не сидит - у него в производстве, например, картина с ударным названием "Третья мировая война".
Итак, фильм "Дар". Ещё молодая женщина Энни занимается тем, что гадает на картах, даёт советы из серии "как поладить с мужем" или "пора ли идти к врачу или само рассосётся", в общем, помогает соседям за долю малую. Например, выслушивает доброго, но не совсем нормального автомеханика Бадди, а тот бесплатно чинит ей машину. Однако, не все в этом городке довольны её соседством - местный то ли охотник, то ли просто псих Донни Барксдейл вообще готов придушить Энни за то, что она, типа, настраивает против него жену.
После того, как год назад погиб муж Энни, она в одиночку воспитывает троих пацанов. Школьный учитель этих пацанов нравится Энни, но у него есть невеста - красивая и стервозная дочка местного авторитетного бизнесмена. Эта-то дочка вдруг и исчезает. Полицейские, скептично настроенные по отношению к способностям Энни, всё же обращаются к ней за помощью. Она рассказывает, что видела сон, в котором та девушка лежит на дне озера. Убитую действительно находят в озере, и обвиняют в убийстве психического Донни, который, конечно, урод, каких мало - но Энни точно знает, что он не убивал. А значит, настоящий убийца на свободе, и, конечно, готовит новый удар.
Плюсы фильма однозначны: отличная, великолепная игра всех, даже второстепенных, актёров, насыщенная картинка, которая так выгодно отличает фильмы сделанные в 90-е годы 20 века, прекрасный сюжет с детективной начинкой, качественный, хоть и, иногда, чересчур лобовой саспенс. В общем, все ингредиенты замечательного зрительского кино тут налицо. Портрет непарадной Америки, где псих сидит на психе и гонится за психом - выписан без сваливания в чернуху, но и без какой-либо тупорылой политкорректности. Здесь даже не хочется размышлять о каких-то серьёзных, важных вещах, напоминать о вечных ценностях, с умным видом учить жизни, как я это обычно делаю. Этот фильм... просто хочется смотреть. Бояться, когда страшно, улыбаться, как мило, грустить, когда грустно, и торжествовать, когда злодея постигает справедливая расправа.
А вот из минусов я бы отметил психоаналитическую ноту, которая в фильме "Дар" звучит очень уж громко. Скорее всего, это потому мне так показалось, что весь этот психоанализ, все эти детские травмы, все эти бананы, которые вовсе не бананы - лично мне надоели ещё двадцать лет назад. Ну, невозможно объяснить все мерзости, творящиеся в мире, травмами детства и бананами! Это такое упрощение, что даже как-то неудобно говорить. Зигмунд Фрейд со своим карефаном Карлом Юнгом были интересными людьми, энтузиастами с изобретательной фантазией. И пусть они там что-то действительно верное подметили в человеческой психологии, это ещё не даёт им права думать, что они объяснили вообще всё. У человека может быть миллион причин поступать дурно или, наоборот, человек, поступая дурно, может вовсе не нуждаться ни в каких причинах.