Найти в Дзене
Олег Харлов

Медалист в тельняшке

Пропуск участника Олимпийских игр
Пропуск участника Олимпийских игр

Среди медалистов Олимпийских игр в Москве были три уроженца Алтайского края. Олимпийскими чемпионами стали наши землячки Надежда Ольхова-Шуваева – в турнире по баскетболу и Юлия Сафина – по гандболу, Виктор Переверзев завоевал серебряную медаль в соревнованиях по академической гребле в составе распашной двойки с рулевым.

Накануне сорокалетия Московской Олимпиады я сгонял в краеведческий музей в Топчихе, связался с Виктором Михайловичем, который живет в Москве и в 62 года продолжает работать тренером ЦСК ВМФ. И удивился, насколько удивительной бывает судьба.

Вместо неба - море

На момент открытия Олимпийских игр в Москве Виктору Переверзеву было 22. За четыре года до этого события парень из алтайского села если и видел академическую греблю, то только по телевизору. В школе он занимался более доступным для степного Алтая видом спорта - лёгкой атлетикой. Физически развит был хорошо, неоднократно выступал в районных соревнованиях, но никаких спортивных планов не строил. После окончания в 1975 году Топчихинской средней школы мечтал стать лётчиком.

- После школы я поехал поступать в Сызранское лётное училище гражданской авиации, но завалил там экзамен, - рассказывает Виктор Михайлович. – Мечта не отпускала, и я тут же сдал документы в лётное военное училище Барнаула. Экзамены прошёл хорошо, но подвела антропометрия. В военную авиацию берут лётчиков с ростом до 185 см, а у меня 188. Предложили пойти на штурмана, но я отказался. После этого был интересный эпизод. Когда медкомиссия меня забраковала, подошёл военный с артиллерийскими опознавательными знаками и говорит: «Не взяли тебя в лётчики, не беда, поступай к нам в ракетные войска, мы будем их сбивать». Но я мечтал не о погонах, а о небе.

В итоге Виктор Переверзев поступил в Барнауле в ГПТУ-20 на курсы футеровщиков (специалисты по защите металла от коррозии). Даже участвовал в строительстве медеплавильного завода в казахстанском городе Джезказгане (ныне Жезказган. – Прим «АС»). А осенью 1976 года ему пришла повестка в армию. Поначалу должен был отправиться в Тамбов в автомобильные войска, но волей судьбы оказался на Дальнем Востоке в Морфлоте. Вот тогда и вошла в его жизнь академическая гребля.

В СССР решили провести накануне домашней Олимпиады эксперимент. Тренер Центрального спортивного клуба ВМФ Михаил Рожков подбирал в экспериментальную спортивную группу крепких, подходящих для гребного дела парней, ранее не занимавшихся этим видом спорта. Именно он заметил рослого сибиряка, пригласив Виктора Переверзева для тренировок в Москву. Из этой же группы вышел и будущий олимпийский напарник нашего земляка – Геннадий Крючкин, служивший на Северном флоте.

Виктор Переверзев (слева) со сослуживцев. Владивосток, 1977 год.
Виктор Переверзев (слева) со сослуживцев. Владивосток, 1977 год.

- С Тихоокеанского флота в экспериментальную группу отобрали 60 человек, и в феврале 1977 года нас привезли в столицу, - рассказывает Виктор Михайлович. - В течение месяца мы проходили углубленное медицинское обследование, после которого осталось только семеро. С Северного флота через неделю привезли 20 человек, из них оставили двоих. Вот таким составом мы отправились на первый сбор в Молдавию.

Дерзкие ученики

Началось время упорных тренировок и работы в ускоренном режиме. Постоянные сборы летом и зимой. Сначала новичкам предложили сесть в лодку-восьмерку – в ней легко сохранять баланс.

- Руководство ставило задачу, чтобы как можно больше спортсменов попало на Олимпийские игры. Поэтому каждый спортсмен проходил все классы – одиночки, двойки, четвёрки и восьмёрки, - рассказывает Виктор Переверзев.

В июле 1979 года в составе восьмерки он завоевал свою первую награду – серебряную медаль VII летней Спартакиады народов СССР. А в октябре того же года с успехом выступил в розыгрыше Кубка СССР по академической гребле. В заезде восьмерок Виктор с партнёрами выиграл почётный трофей. Всех гребцов включили в сборную страны, где они с другими кандидатами в олимпийскую команду начали целенаправленно готовиться к домашней Олимпиаде.

-3

На чемпионате СССР 1980 года, который служил отбором на Олимпийские игры, экипаж Виктора Переверзева занял лишь четвертое место. Это означало, что его восьмёрка на Олимпиаде грести не будет. Но оставался шанс отобраться на Игры в двойке с рулевым. И Переверзев им воспользовался!

- В начале 1980 года у нас проходил тренировочных сбор. Как всегда, гонялись парами – срабатывались по номерам. У своих друзей-соперников из экспериментальной группы мы с Геной (Крючкиным – Прим. «АС») и нашим рулевым - олимпийским чемпионом 1976 года Александром Лукьяновым – выиграли. И тогда нам предложили посостязаться с гребцами из основной сборной СССР, экипажем, который считался в команде первым номером. По сути, побыть их спарринг-партнерами. А мы возьми, да обойди их на девять секунд!

На отборочном чемпионате страны разрешалось выступать в двух номерах программы. И когда не получилось в восьмерке, мы рискнули впервые для себя участвовать в гонке двоек распашных. На удивление получилось, мы победили с внушительным отрывом и стали участниками Олимпиады, - вспоминает Виктор Переверзев.

Драгоценный опыт

- Первое впечатление от домашней Олимпиады – это олимпийская деревня. Прекрасная, дружеская атмосфера, всё в ней было очень здорово и очень красиво. На парад открытия Олимпийских игр нас не пустили – на следующий день был предварительный заезд. Оно и правильно: церемония открытия - утомительное событие. В Москве она заняла пять часов: три часа ожиданий и два часа самого мероприятия. Спортсмены, которые участвовали в открытии, рассказывали, как им оно тяжело далось. Но у них старты были позже, - рассказывает Виктор Переверзев.

Соревнования двоек распашных с рулевым среди мужчин начались 20 июля и проходили на гребном канале в Крылатском. В предварительном заезде сборная СССР уступила экипажу из ГДР, поэтому советским спортсменам пришлось пробиваться в финал через утешительный заезд. 22 июля экипаж Переверзев-Крючкин-Лукьянов на шесть секунд опередил спортсменов из Чехословакии и с первого места пробился в финал. И вот 27 июля. Финальный заезд складывался драматичным образом, на финише советские спортсмены на дистанции 2000 метров проиграли гребцам из ГДР всего 0,8 секунды.

- Немцы были олимпийскими чемпионами 1976 года. Почему мы им уступили? Были некоторые нюансы тактического плана, - вспоминает Виктор Переверзев. – Нас подвёл недостаток опыта. До Олимпиады мы не участвовали ни в одном международном соревновании. Был мандраж. Снять его помог фальстарт соперников в предварительном заезде. Сделав десять гребков, мы выскочили вперёд и поняли, что ничего бояться не надо. Тренер просил, чтобы мы показали всю свою силу и мощь. Сейчас, с высоты прожитых лет, я понимаю, что этого не надо было делать. Тактически это было не верно. В финале нас уже сторожили, не давали возможности выехать вперед, немцы крепко держались зубами за первое место, и не отпускали его.

-4

Домашняя Олимпиада закончилась. Но начался новый подготовительный цикл - к следующим Играм в Лос-Анджелесе. Виктор Михайлович перешёл из двойки в четвёрку. Команда была хорошо укомплектована и была готова бороться за золото Олимпиады, но не получилось. Как и четыре года назад, в спорт вмешалась политика: СССР бойкотировал игры в Лос-Анджелесе.

- Вместо Олимпиады случилась «Дружба-84». Бойкот для нас был, как говорится, «как серпом», но было понимание ситуации. Ещё тогда нам говорили, что медали «Дружбы-84» прировняют к олимпийским. Их прировняли, но только в этом году: назначили денежные выплаты пенсионерам, - говорит Виктор Переверзев.

-5

Последний раз в соревнованиях международного уровня он участвовал в 1989 году. Его карьера спортсмена длилась ровно 10 лет.

Опубликовано в газете "Алтайский спорт" № 7 от 31 июля 2020 года.