Питер Грин был музыкантом, поцелованным богом, гитаристом которого высоко ценили его коллеги по цеху, всегда столь ревностно подходящие к оценке талантов и способностей других себе подобных. Его упорно отодвигали на локацию ниже Клэптона, Пейджа и Бека, хотя эта священная троица британского блюза категорически была не согласна с этим.
Он заслуживает большего. Многие рок-гитаристы говорят о том, что Питер Грин сильно повлиял на них, включая Гэри Мура, Ноэла Галлахера, Джо Перри из Aerosmith и Энди Пауэлла из Wishbone Ash. Его гитарная игра характеризуется отчетливым пульсирующим вибрато, чистыми режущими тонами и лаконичностью. Хотя он играл на разных гитарах, наиболее известен уникальный тембр его гитары "Gibson Les Paul" 1959 года. В июне 1996 года Грин был признан третьим в списке лучших гитаристов всех времен в журнале "Mojo".
Он написал некоторые из самых запоминающихся блюзовых песен 60-х, создал некоторые из самых оригинальных гитарных образцов жанра и основал группу, которая к концу десятилетия начала подвигать в продажах The Beatles и The Rolling Stones.
Это продолжение истории (начало здесь) о том, как все началось для Питера Грина, его первых записях и о создания Fleetwood Mac.
Создание Fleetwood Mac
Майк Вернон: "Джон действительно оценил игру Питера, а также его вокальное мастерство. Питер все время говорил мне, что ему надоели The Bluesbreakers, и он хотел собрать свою команду".
Мик Флитвуд: "С самого начала Питер был сторонником того, что дело не в нем, а в группе. И этот дух был так важен".
Майк Вернон: "Это было похоже на снежный ком, когда Питер собирался покинуть Джона Мэйолла и сформировать свою собственную группу. Он сказал мне: "Я хочу, чтобы вы записали наши записи, и я хочу, чтобы они были на вашем лейбле "Blue Horizon". Я не против "Decca", но я не хочу, чтобы это было на каком-либо другом лейбле, кроме "Blue Horizon".
Нил Славен (автор и продюсер записи): "Мы с Майком были школьными друзьями. В школе мы сформировали блюзовое сообщество, и в 1966 году мы вместе создали лейбл "Blue Horizon", который изначально был заказом по почте. Сначала мы делали синглы, а затем альбомы. Если вы сделали 100 копий или меньше, вы не платили налог. Следующим шагом стало то, что мы основали клуб "Blue Horizon" в Баттерси. Мик уже думал о том, чтобы покинуть "Decca", а Питер устраивал нам слайд-акустические концерты в клубе. Я помню, как он говорил: "За два кегля я бы все бросил и открыл зоомагазин". У него всегда была другая сторона, которая была отстранена, как будто он наблюдал, как он принимает ее".
Мик Флитвуд: "У нас не было менеджера, поэтому мы все делали сами, а Питер вел все переговоры с "Blue Horizon".
Джереми Спенсер (гитарист Fleetwood Mac): "Ранней весной 1967 года я играл на гитаре в группе Levi Set в Личфилде, Стаффордшир. Без моего ведома мой друг Фил ответил на объявление в "Melody Maker", в котором говорилось, что Майк Вернон разыскивает по Британии на блюзовые таланты. Майк подошел, чтобы увидеть нас, и мы сделали 30-минутный сет, и он был впечатлен и полон энтузиазма. Позже он организовал сессию в "Decca", чтобы мы записали около четырех треков.
В то время как Мик сказал мне, что Питер Грин покинул The Bluesbreakers Джона Мейолла, чтобы сформировать свою собственную группу, и хотел найти другого гитариста. Затем Мик договорился, чтобы мы полчаса отыграли между сетами предстоящего концерта Джона Мэйолла в клубе "Le Metro" в Бирмингеме, чтобы Питер мог видеть и слышать, как я играю.
11 июня 1967 года. Выступление The Bluesbreakers Джона Мейалла в "Le Metro", Бирмингем.
Джереми Спенсер: "Я подошел к Питеру, чтобы представиться. Он сказал: "Джереми? Джереми Спенсер?" – прежде чем я что-то сказал. Я сказал, что это я, и спросил его, слушал ли он Элмора Джеймса. Он ответил: "Да, все время. Ты слушаешь BB King?" Я сказал, что да, и мы болтали, пока не пришло время для их выхода. Несколько месяцев назад я видел The Bluesbreakers Джона Мейалла с Питером Грином и наслаждался этим. Во всяком случае, Levi Set играл около получаса между сетами Мейолла. Я был счастлив, что хорошо провел время, но я почти не думал, что Питер хочет, чтобы я был в его новой группе. К моему удивлению, однако, Питер спросил, хочу ли я выпить, и когда мы стояли у бара, он говорил так, как будто я уже был в нем! Он говорил что-то вроде: "Ну, ты можешь сделать пару вещей Элмора, а потом я сделаю пару BB и так далее…" Я наконец сказал: "Ты серьезно? Тебе нравится, что я играю?" Он сказал, что я был первым гитаристом, который заставил его улыбнуться со времен Хендрикса! Зная, что Питер с презрением относился к игре на гитаре на скорости, я сказал: "Но он то быстр, а я – нет" Он сказал на это: "Это не количество нот, которые ты играешь. Это то, что выходит в записи". Затем он показал мне страницу, которую он написал в своей тетради по пути в Бирмингем. Это было похоже на молитву, которая говорила что-то вроде: "Я не могу продолжать в одиночку эту музыку такой, какая она есть. Пожалуйста, пусть Джереми будет хорошим, пожалуйста, пусть он будет хорошим".
Питер Грин: "Я смог увидеть, что он "маленький злодей", понимаешь? Я думал, что стоит его попробовать".
Нил Слэйвен: "Джереми и Мик были инициаторами всего безумия во Fleetwood Mac. Питер, казалось, наслаждался этим, но он действительно не присоединился. Но Питер нуждался в таком человеке, как Джереми, чтобы внедрить что-то экстравертное в концерты, которые, от которых он знал что хочет, но не мог себе их предоставить".
15 июня 1967 года. Питер Грин покидает The Bluesbreakers.
Джон Мэйол: "Я был разочарован, когда Питер ушел, потому что он был действительно особенным игроком, но его сердце не было в этом так сильно, потому что мы начинали больше склоняться к джазовым элементам".
Майк Вернон: "Я не думаю, что Питеру было так легко быть боссом Fleetwood Mac. Было много проблем в начале. Он не мог сразу заставить Джона Макви покинуть Мэйолла, поэтому Боб Браннинг занял место басиста. Я думаю, что Мик также сыграл важную роль в объединении команды. У него было четкое представление о том, как все должно быть сделано, и в этой области он и Питер обычно соглашались".
Мик Флитвуд: "Мы с Питером были из самых разных слоев общества. Это был парень из Ист-Энда с чипом на плече – еврейский мальчик, которого избили. Он отошел от всего этого, но в конце концов это догнало его, когда все пошло не так".
14 августа 1967 года: новый проект под названием Fleetwood Mac дебютирует на третий день Национального фестиваля джаза и блюза, Виндзор, Беркс, Великобритания. Такие представители, как Cream, Донован, Джефф Бек, П.П. Арнольд, Алан Баун, The Bluesbreakers Джона Мейолла, Chicken Shack, Blossom Toes, Pentangle и Денни Лэйн – все на одной сцене.
Джон МакВи: "В ту ночь я не был басистом Fleetwood Mac; Я играл с Джоном Мейоллом, который был хедлайнером. Питер Грин уговаривал меня присоединиться к группе, и я сказал: "Нет, я отлично играю с Джоном"."
Стэн Уэбб (гитарист, Chicken Shack): "Я помню, как мы с Питером говорили о цене пива. Питер был одет в белую футболку и синие джинсы, и к нам подошел Эрик Клэптон в постельном покрывале с кольцами на каждом пальце, его вьющиеся волосы торчали на шесть дюймов, и сказал Питеру: "Ты никогда не станешь звездой если так оденешься". Питер только улыбнулся. И это подводит итог".
Джереми Спенсер: "Питер был простым, интуитивным и глубоким мыслителем. Полагаю, я привнес в группу своего рода беспечность, но мы относились к музыке и даже к тому, что можно назвать мистическими длинами волн. Мы по-прежнему поступаем аналогичным образом во время наших нечастых разговоров по телефону".
8 августа 1967 года. Выступление The Bluesbreakers Джона Мейолла в клубе "The Marquee", Лондон. Это окажется последним концертом Джона Макви с группой.
Джон МакВи: "В то время у Джона были новые игроки в группе, и мы репетировали в каком-то клубе, когда Джон повернулся к одному из нас и сказал: "Хорошо, просто играйте в свободной форме". Я сказал с типичным блюзовым снобизмом: "Я думал, что это блюзовая группа, а не джаз!" Я немедленно перешел улицу, позвонил Питеру и спросил, хочет ли он, чтобы я присоединился. Я присоединился к Fleetwood Mac в сентябре 1967 года".
9 сентября 1967 года. На секретной сессии в студии "Decca" на Нью-Бонд-стрит в Лондоне Fleetwood Mac записали три трека: "I Believe My Time Ain’t Long", "Rambling Pony" и "Long Grey Mare".
Мик Флитвуд: "Мик использовал свой ключ от студии, чтобы записывать нас в нерабочее время".
Майк Вернон: "Мы записали его очень поздно ночью в большой студии в "Decca". Мы не должны были быть там, когда никто в "Decca" не знал, что мы делаем это".
19 сентября 1967 года: Fleetwood Mac играет в "Klook's Kleek", Уэст-Хэмпстед, Лондон.
Майк Вернон: "Я провел много часов, следуя за ними по клубным и университетским трассам. Наблюдал за их работой перед аудиторией и оценка реакции последней на новый и старый материал помогли решить, что записывать. Подводя итог, я бы сказал, что Питер должен был стать "боссом". Как только он справился с этой ситуацией, все продвигалось вперед более быстрыми темпами и с лучшими результатами".
Мик Флитвуд: "Питер придет и побьет меня! Это не "гребаный свинг"! Вы не положите это туда, где это должно быть! Он будет относиться ко мне как к собаке, но это все, что нужно: "Я знаю, ты можешь сделать это, просто сделай это. Просто почувствуй это, приятель!" Всем в музыке я обязан Питеру. Я технически более талантлив, чем кажусь, но этот урок хорошо усвоен от этого человека: чем меньше, тем больше!"
3 ноября 1967 года: выпущен первый британский сингл Fleetwood Mac Питера Грина "I Believe My Time Ain't Long".
Майк Вернон: "Самые первые демоверсии были предложены "Decca", и они не были отклонены, но они не выпустили пластинку на лейбле "Blue Horizon", поэтому мы предложили ее "CBS", которая взяла и взяла также наш лейбл. Но когда эта запись вышла и имела успех, я получил страшный телефонный звонок с седьмого этажа в "Decca", после чего мне позвонили и сказали: "Вы не можете производить записи для других звукозаписывающих компаний". На что я сказал: "Ну, я действительно предложил это вам, а вы отказались, поэтому я отнес это кому-то другому". И они сказали: "Хорошо, достаточно справедливо, но вы не можете делать эти две вещи одновременно, поэтому вы должны уйти в отставку, или мы вас уволим!" Поэтому я сказал: "Хорошо, я ухожу в отставку", – ушел, и примерно через три недели я вернулся и подписал независимое производственное соглашение с "Decca"."
Мик Флитвуд: "Питер не раз спасал мой зад. Однажды ночью в "The Marquee" мы выпили несколько напитков, мы джемовали, и я стал слишком рискованным и вышел из этого неправильно. Я потерял представление о том, был ли я вне ритма или в ударе, но Питер всегда знал, поэтому он смеялся надо мной. Я был полностью потерян, но я продолжал шебуршить, конечно, пока Питер не вернулся, схватил меня за запястье и вовремя не вернул меня в реальность. Он был моим наставником, моим напарником и моим другом".
22 ноября 1967 года: Fleetwood Mac сбежал в студию "CBS" на Нью-Бонд-стрит в Лондоне, чтобы записать треки "Merry Go Round", "Hellhound on My Trail", "I Loved Another Woman", "Cold Black Night", "The World Keep on Turning", "Watch Out", "A Fool No More", "You're So Evil and Mean Old Fireman". Большинство из этих записей появятся в их дебютном альбоме "Peter Green's Fleetwood Mac":
Майк Вернон: "Я не думаю, что в то время Питер был очень заинтересован в процессе записи. Это была моя работа вместе с инженером. Хотя он полностью понимал основы. Я думаю, что он чувствовал, что его работа заключалась в том, чтобы создавать музыку и атмосферу, которая была необходима для достижения наилучших результатов. Если бы у меня были какие-то сомнения, это было бы только потому, что они могли иногда приводить в бешенство от своей постоянного возни".
Майк Росс (инженер): "В первый раз я встретил Питера, когда они все вошли в нашу студию, которая находилась на первом этаже над магазином модной одежды. Это была не самая лучшая студия, но мы заставили ее работать. В начале века годов это был бальный зал, поэтому у него были очень высокие потолки, которые мы снизили, иначе звуки барабанов просто подпрыгивали бы повсюду.
Как штатный инженер в "CBS", я работал в таких поп-группах, как Marmalade и Tremeloes, так что это был мой первый настоящий опыт знакомства с блюзом. Питер был явно начальником, он был очень словоохотным. Два человека, которых я помню, когда я разговаривал, были Мик Флитвуд и Питер Грин. Они были явно ответственными парнями. Другие были более спокойными, немного расслабленными. Мик и Питер обычно поднимали меня домой после сессий, потому что я жил в Холланд-парке, а они были в Пастушьем Буше, и именно так я начал понимать, какие они хорошие друзья. Они были очень близки.
Все эти сеансы в основном записывались вживую, и группа сразу же загружалась в микшерный пульт. Мы использовали четырехдорожечный магнитофон, но они не позволяли нам записывать себя отдельно, что я бы предпочел, чтобы добиться лучшего звучания. Питер не хотел "лучшего" звука. Он хотел, чтобы это звучало как можно ближе к тому, как они звучали на сцене. Так что все они будут играть одновременно, Питер поет и играет одновременно. В результате на треках было довольно много разливов, что, я думаю, добавило просторному звучанию. Это было абсолютно живо, но это не было достаточно грязно для них. Было много разговоров о том, как звучали "Chess Records". Они даже принесли пару "Chess 78-s", чтобы проиллюстрировать звук, который они хотели. На самом деле, когда они слышали записи, они действительно были недовольны ими, но мы ничего не могли с этим поделать, разве что, возможно, немного ремикшировали их, изменяя уровни на треках.
Они хотели, чтобы это звучало грубее, но Майк Вернон был в состоянии отговорить их от этого, поэтому мы действительно не приблизились к тому, что они хотели, пока не вышел второй их альбом "Mr. Wonderful", где мы заставили их принести свои усилители и колонки в студию, чтобы играть через них".
5 декабря 1967 года: Джон Мейолл работает в студии звукозаписи в Лондоне, работая над треками "Jenny" и "Picture on the Wall", с Питером Грином на гитаре.
Джон Мейолл: Даже после ухода Питера мы оставались хорошими друзьями, поэтому я хотел бы увидеть его выступление вживую с Fleetwood Mac, которая была очень захватывающей группой – в основном, моей старой группой – но вы не можете стоять на пути прогресса".
11 декабря 1967 года: Fleetwood Mac Питера Грина в студии "CBS" записывает "My Heart Beat Like a Hammer", "Shake Your Money Maker" и "Leaving Town Blues". Первые два из них появятся на дебютном альбоме Fleetwood Mac.
Майк Росс: "Я был впечатлен качеством их песен, а также скоростью, с которой они работали. Большинство песен будет записано всего за два дубля или даже один в некоторых случаях. Они восприняли все это очень серьезно, без суеты, и сразу же, как только они приступили к работе. Майк Вернон был довольно строгим продюсером. Я думаю, что они знали лучше, чем возиться с ним там.
Единственным комичным персонажем был Джереми Спенсер. Он просто хотел быть Элвисом Пресли, и в середине сеанса у него появилось что-нибудь из "Heartbreak Hotel" или что-то в этом роде. Он хотел, чтобы эхо ленты было на всем. В глубине души он в большей степени был рок-н-роллером, чем блюзменом, но стиль его гитары под Элмора Джеймса был потрясающим".
Джереми Спенсер: "В начале группы Питер спросил меня, писал ли я когда-нибудь свой собственный материал, и я сказал ему, что нет. Проблема заключалась в том, что я не был вдохновлен получением чего-то нового. Неудивительно, что в конце концов он приветствовал творческое дополнение Дэнни Кирвана".
16 февраля 1968 года: Fleetwood Mac Питера Грина выпускает свой первый альбом Fleetwood Mac на "Blue Horizon. Он достигнет пика под номером 4 и останется в чартах Великобритании в течение 37 недель.
"Melody Maker" (обзор): "Это лучший британский блюзовый лонг плэй, когда-либо здесь выходивший".
Майк Вернон: "Питер смог по-настоящему соединить хорошие мелодии в своей игре, вероятно, больше, чем Клэптон, у которого был гораздо более ритмичный подход, он никогда не выходил из ритма. В то время как у Эрика была энергия в его игре, у Питера была ловкость, такт и более мелодичный стиль, и фактически в то время у него, вероятно, был более глубокий блюз, чем у Эрика".
Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного
Прежние материалы: