Что почитать девочке перед первым в своей жизни 1 сентября? Представляю вам четыре книги для самостоятельного чтения ребёнка 6-8 лет.
1) "Конни идёт в школу" (Лиана Шнайдер, изд."Альпина-Дети");
2) "Моя счастливая жизнь" (Русе Лагеркранц, изд. "Компас-гид");
3) Игра в камешки (Мария Федотова, "Компас-гид");
4) Первоклассница (Евгений Шварц, "Речь").
Листайте галерею, там картинки каждой книжки (фото-мои). А ниже, под галереей, я расскажу о каждой из них.
1) "Конни идёт в школу". Самая лёгкая для чтения книжка, с неё можно начать, если опыт чтения у вашего ребёнка небольшой. Всего 40 страниц, крупный шрифт, огромные, но ненавязчивые картинки. Эта книга - одна из серии книг про Конни, которых больше двадцати (а в Германии, на родине Конни, их вышло больше 100!). Моя дочь прочитала их большинство, прочитала сама, и требует ещё. Конни - настоящая любовь. Ведь автор пишет истории про свою дочь Корнелию.
Популярность своих книг Шнайдер объясняет так: «Конни – обычный ребенок с обычным опытом. Дети могут идентифицировать себя с ней и воспринимать ее, как друга. Кому-нибудь из взрослых эти истории могли бы показаться тривиальными, но для детей это не так».
В книге "Конни идёт в школу" очень простой сюжет. Начинается он с того, что Конни вместе с мамой идёт записываться в школу. Рассказывается о чувствах девочки по этому поводу. В школе им выдают список предметов, которые нужно купить. Потом Конни идёт на экскурсию по школе, и читатель вместе с ней узнает, как выглядит школа изнутри, и как она устроена, что такое класс, и что в нём есть. Немецкая школа очень похожа на русскую: всё узнаваемо, и всё то же будет сопровождать и нашего первоклассника. Но кто из родителей всё объясняет, рассказывает и показывает нашим детям? Наших детей "устраивают" в школу практически без их участия. Тем ценно читать такие книги, проживая чувства вместе с героиней и ощущая свою сопричастность и ответственность и за свою школьную жизнь.
Затем Конни встречает будущих одноклассников и знакомится с ними. Потом проходит медицинский осмотр и тесты на готовность к школе. Затем - семейные "посиделки", где бабушка и дедушка рассказывают, какая школа была у них, и показывают альбом с фотографиями.
И вот, наступает знакомство с первой учительницей и со всеми одноклассниками! Перед нами - первый день Конни в школе. Среди одноклассников есть мусульманская семья, близнецы, дети с разным цветом кожи, девочка с ограниченными возможностями на коляске. Для неё построен пандус и лифт. Очень здорово, что в книжке нарисованы разные люди, и сразу прививается к ним позитивное отношение!
Ещё на страницах нарисовано, как Конни покупает свой первый школьный ранец, спортивную форму, пенал, тетради, - в общем, все те радости, которые ожидают и наших школьников (это ведь для родителей хлопоты, а для детей канцелярский магазин - это как праздник!).
А ещё, оказывается, в немецких школах не дарят цветы учителям, а вместо этого дарят подарок каждому ребёнку - кулёк, или, по-немецки, "Шультюте", куда кладут, помимо новых школьных принадлежностей, желанные для ребёнка игрушки. Об этом тоже было интересно узнать.
2) "Моя счастливая жизнь".
Эту книгу моя дочка прочитала, наверное, раз пять, и готова перечитать столько же. Хотя книжка внушительная для 7-ми лет. Но огромные буквы и картинки упрощают задачу. Хотя дело, конечно, не в буквах и картинках. А в замечательной героине Дюнне. Теперь перед нами шведская девочка. Она живёт с папой (мама умерла от тяжелой болезни несколько лет назад) и с бабушкой. И боится идти в школу, потому что опасается ,что с ней никто не будет дружить. Но в школе она встречает такую же робкую девочку Эллу-Фриду, и они становятся лучшими подружками. Они ссорятся и мирятся, ухаживают за морскими свинками, дерутся с мальчишками - в общем, живут типичную школьную жизнь (помимо уроков, разумеется). Но Элла-Фрида переезжает в другой город... И Дюнне уверена, что больше никогда-никогда не будет счастлива... Она грустит, и всё не ладится. Почитайте, как девочка выходит из положения и как всё хорошо кончается. (И, конечно, она в конце-концов пишет письма и едет в гости к Элле-Фриде).
Книга замечательна тем, что дает образец дружбы, объясняет, что такое личные границы и что даже друзьям иногда можно сказать "нет" (например, Дюнне упрашивает Эллу-Фриду подарить ей закладку в форме ангела, а Элла-Фрида упорно отказывается ,потому что закладку ей подарил дорогой человек). И показывает, как ребёнок понимает счастье-несчастье, и как можно себе улучшить настроение, даже, если всё вокруг кажется в черном цвете. И, без сомнения, книга учит принимать и проживать грусть, гнев и другие негативные чувства.
Есть продолжение: все остальные книги про Дюнне в издательстве Компас-гид. Я пока что намеренно не стала покупать их (Маша бы все прочла за вечер!), потому что там развиваются детские взаимоотношения (первые ссоры, ревность, первая детская влюбленность и т.д.), и рассказывается про дальнейшую учебу, а моя дочь ещё не столкнулась с этим. Я хочу подождать, когда она наберёт опыта школьной жизни, чтобы лучше понимать происходящее в следующих книгах.
3) Первоклассница. Книга о детстве девочки Маруси в СССР, и ещё о той школе, когда девочки и мальчики учились раздельно. Трогательная история о том, как девочка-сорвиголова, неряха и драчунья под чутким руководством первой учительницы превращается в аккуратную, добрую и и ответственную девочку. Маруся учится ладить с соседским Серёжей, с новыми подружками, учится брать на себя ответственность и дежурить в классе, учится очень многому: сдерживать обещания, стараться, не лениться, аккуратно писать - в общем, всему тому, чему сегодня не уделяется столько времени, сколько уделялось в советской школе и советской литературе. Несмотря на назидательный характер, книга легко читается. Отличный первый воспитательный роман.
Не всем понравится, что Маруся любит читать о детстве Ленина (ну куда уж без этого, это же реальная советская книжка) и то, что книжка все-таки писалась под советскую систему воспитания. Поэтому отношение к ребёнку там идёт, как ко взрослому, на чьи плечи сразу можно возложить серьёзный груз ответственности: учиться - только на пятёрки, не огорчать маму, бабушку и весь Советский Союз. Но я на эту дидактику смотрела как на часть времени и уверена, что дочь вынесет из неё много позитивного. Например, трогательно читать, как дети пришли навестить больную учительницу (которая, кстати, заболела, разыскивая в лесу потерявшуюся Марусю). Наверняка, сегодняшние родители бы запретили навещать больную учительницу под предлогом "заразишься". А ведь это - часть воспитания...
Дочке я читала эту книгу в час вечернего чтения. Сама она её читать не стала. Но слушала с интересом.
4) "Игра в камешки". Книга многослойная, но очень интересная. Тема школы в ней не основная. Рассказывается история (подлинная!) о девочке Нулгынэт, которая выросла в СССР в семье оленеводов в якутской тундре. Она никогда не видела других детей и игрушек (игрушками ей были цветные камешки), никогда не пробовала яблок, не говорит по-русски. Зато умеет ездить на оленях и лошадях, может прокормить себя, защититься от волков и вылечить орла. И вот такая вот девочка, "дикарка", поступает в советскую школу, не умея даже говорить по-русски... История, интересная даже взрослым. Показывает совершенно другой опыт жизни. Автор, Мария Федотова, и есть Нулгынэт - это её якутское имя.
Главы короткие, язык повествования - от лица ребёнка. Читать книжку легко. Многослойность и сложность её заключается в том, что ребёнку, конечно, будет понятен только "первый слой", а взрослый, читая эту книгу, увидеть много всего для себя.
***
Надеюсь, было интересно. Конечно, этими книгами не исчерпывается тема. У меня самой в планах купить ещё несколько. А ещё я вспоминаю и хочу найти серию книг, которые я читала в детстве - "Малыши из Ласковой Долины" - про двух близняшек из Америки, которые поступили в школу.
Расскажите, какие книги по первый класс понравились вам и вашим детям?