Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.54): ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: СЛУШАЙТЕ ЕГО ГОЛОС

Оглавление

(Евр. 12:25–29)

Вот ещё один аргумент, который впервые был использован в Евр. 2:1–4 (см. комментарий к 2:3). Слово «смотрите» (блепо) употреблено также в 3:12 и имеет значение «берегитесь» (Международное Библейское Общество), «следите за тем чтобы не…». Каждый святой должен внимательно слушать Господа, даже более внимательно, чем Израиль слушал Бога Отца на Синае.

ГЛАГОЛЮЩИЙ С НЕБЕС (12:25)

«Смотрите, не отвратитесь и вы от Говорящего. Если те, не послушав говорившего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес…»

Стих 25 напоминает аргумент «от меньшего к большему» в 10:26–29, где речь шла о наказании за отступничество. К нам сейчас обращается Христос, а не Моисей, а предупреждения нашего Господа гораздо более значимы. Суть пятого и последнего предостережения в «Евреям» содержится в 12:25–29. Оно, в сущности, такое же, как в 3:7–11 (там цитируется Пс. 94:7–11 по Септуагинте). Иисус исполнил пророчество Моисея о том, что восстанет новый пророк, подобный ему (Втор. 18:15, 18, 19). Пётр, процитировав это пророчество, указал, что оно исполнилось во Христе; всякий, кто не послушает Его, «истребится из народа» Божьего (Деян. 3:22, 23). Бог провозгласил с небес Своё одобрение Христу, сказав: «Его слушайте» (Мф. 17:5; Мк. 9:7; Лк. 9:35). Отказ слушать Божьего Сына, нового Пророка, приведёт к истреблению.

Рассказ о блуждании по пустыне показывает, как сильно страдал народ после того, как не повиновался Божьим заповедям. Они осознали, что Божьи предостережения были серьёзными. Сейчас Бог говорит с нами в Своём Сыне (1:2), хотя, конечно, Его послание приходит к нам через апостолов и вдохновенные писания. Через всё это мы также получили предостережение.

Слово, переведённое здесь как «говоривший [на земле]» (от хрематидзо), отличается от обычного греческого слова со значением «говорить»; это же слово используется в 8:5 и 11:7. В Деян. 11:26 оно переведено «называться» и может подразумевать «божественное предостережение, предупреждение». Через это самое Послание к евреям, часть Своего вдохновенного Слова, Бог говорил о жертве Своего Сына. Писание изобилует предупреждениями о том, что надо покаяться (Лк. 13:3; Деян. 17:30, 31): через него Бог по-прежнему предостерегает нас сегодня.

ВСЕМОГУЩИЙ (12:26, 27)

«Которого глас тогда поколебал землю и Который ныне дал такое обещание: "Ещё раз поколеблю не только землю, но и небо". Слова "ещё раз" означают изменение колеблемого как сотворённого, чтобы пребыло непоколебимое».

Глас Божий на Синае был такой мощный, что его звук вызвал землетрясение (Исх . 19:18). Псалмопевец говорил о сотрясении и трепетании земли (Пс. 67:9; 113:7). В Агг. 2:6, 7 говорится, что признаком мессианского времени будет сотрясение Богом земли и небес. (Иисус использовал эту концепцию в Мф. 24:29; см. Мк. 13:25; Лк. 21:26). В Ис. 13:13 используются почти те же самые слова: «Для этого потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа в день пылающего гнева Его».

Стих 27 — это краткое истолкование цитаты из Агг. 2:6, находящейся в предыдущем стихе. Некоторые думают, что новое колебание указывает на разрушение мирового порядка при втором пришествии Христа, когда небеса и земля будут полностью уничтожены (или «поколеблены»). Однако соотносить пророчество Аггея со вторым пришествием Иисуса — «значит лишать этот отрывок его истинного смысла, а именно: предсказания о том, что Моисеев завет поколеблется (будет устранён) первым пришествием Христа» (Риз). «Желаемый всеми народами» в Агг. 2:7, наверняка, указывает на Мессию и Его приход, что принесёт величайшую славу храму. Старый завет мог быть поколеблен; он мог быть уничтожен, как и наш материальный мир будет уничтожен. Новый завет, наоборот, не поколеблется; его нельзя уничтожить или заменить.

Христос пришёл установить вечные, духовные ценности. Входят в Его новый «мир» посредством духовного рождения (Ин. 3:3–5). Чтобы достичь того, что Бог приготовил для нас в вечности (2 Пет. 3:10, 11), мы должны продолжать возрастать духовно. Сотворённые вещи для того и были предназначены, чтобы однажды освободить место для вечного. «Ещё раз» означает «ещё только единственный раз» — время, когда Бог разрушит землю (2 Пет. 3:10, 11).

Некоторые пытаются представить это «колебание» лишь метаморфическим, говоря, что изменение мирового порядка посредством евангелия Христа аннулировало старую систему. В конце концов, разве Павел не перевернул мир? (см. Деян. 17:6). Однако текст говорит о том, что поколеблются материальные вещи, а духовные останутся. «Сотворённое» состоит из колеблющихся вещей, таких как ложные религии и светские власти. «Духовное» будет длиться вечно. Оно включает в себя Божье царство и всех его подданных.

ВЕЧНЫЙ СТРОИТЕЛЬ (12:28)

«Итак, мы, принимая Царство непоколебимое…»

Каждому из нас необходимо нечто вечное, непоколебимое. Мы можем удовлетворить эту потребность в царстве Христа и Бога (Еф. 5:5). Могло ли это «непоколебимое царство» быть противопоставлено римским таранам, которые должны были скоро появиться и сотрясти стены Иерусалима? В отличие от всех изменяемых вещей материального мира, царство Христа стоит вечно и неизменно. В Дан. 2:44 и 7:14 предсказано царство, которое нельзя будет разрушить. Это царство, церковь, не одолеют даже «врата ада» (Мф. 16:18). Все городские стены и ворота могут быть снесены, но только не те, что в царстве нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа.

Этот текст, кстати, заявляет, что царство уже существует. Это царство состоит из тех же людей, что и церковь. В Деян. 1:3–8 о царстве говорится как о будущем; но после дня Пятидесятницы, и это не вызывает никаких сомнений, оно уже существовало (Кол. 1:13; Отк. 1:5, 6, 9). Мы не должны упустить из виду факт сегодняшнего существования царства.

ДОСТОЙНЫЙ ПОКЛОНЕНИЯ (12:28, 29)

«будем хранить благодать, которой будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поедающий».

В стихе 28 находится ещё одно наставление «[давайте] будем». Мы должны стремиться сохранить то состояние, в котором мы получаем благодать Божью. Это ещё один способ сказать «[давайте] будем держаться» (10:23). Это наставление, начинающееся в 12:18, возможно, убеждает не оставлять поклонения, как в 10:25. Оно завершается в стихе 29 цитатой из Втор. 4:24, которая напоминает, что наш Бог не потерпит непослушания: «ибо Господь, Бог твой, есть огонь поедающий, Бог ревнитель».

Мысль о том, что Бог истребляет огнём, не первый раз встречается в Библии (см. Ис. 33:14). Во многих стихах упоминается «огонь», и трудно представить, что все они говорят в переносном смысле. Нет доказательств того, что «огонь» здесь или в 10:26–29 это просто метафора.

Мы должны «служить благоугодно Богу» (ст. 28). Форма слова «служить» (латрьюо) использовалась ранее для описания служения священников во время поклонения (8:5), а однокоренной глагол используется в 13:10. Слово это также используется для обозначения других поклоняющихся (9:9; 10:2). Хотя слово может означать поклонение, оно в первую очередь означает «служение религиозного характера». Здесь оно может указывать на проявления заботы к другим (как в 13:1–3). Всё это «религиозное служение», но оно не считается «поклонением».

«Благоговение и страх» (ст. 28) перед Божьей святостью «не являются несовместимыми с признательным доверием и любовью в ответ на Его милость» (Брюс). Уважение к Божьему величию и святости есть часть благоговения перед Ним. Это «благоговение» вполне может включать в себя страх перед тем, что Бог может сделать нам. Страх быть наказанным огнём, воистину, должен вызывать у грешника трепетное уважение к Всевышнему.

Серьёзное отношение к выполнению каждой заповеди Божьей не превращает человека в «законника». Наша задача — с любовью исполнять все заповеди Божьи, не пытаясь проводить различие между обязательными и так называемыми второстепенными. Давайте продолжать служить Богу благоугодно, чтобы нас не постиг ужасный конец непокорных.

БОГ НАШ ЕСТЬ ОГОНЬ ПОЕДАЮЩИЙ

Надлежащее поклонение Богу отвечает трём критериям: 1) оно благоугодно Богу, 2) оно осуществляется с благоговением и 3) оно в страхе преподносится Богу, который есть огонь поедающий. Чтобы служить благоугодно, мы должны сердцем признать величие Бога. Чтобы понимать Его и поклоняться Ему надлежащим образом, мы должны признать Его неизменность: Он праведен и наказывает грех.

Мы радуемся, слушая о благодати Божьей, которая постоянно доступна нам, но не любим слушать проповеди о поедающем огне ада. Некоторые полагают, что такие проповеди — возмутительные, недостойные, варварские — характерны для менее просвещённой эпохи. Некоторые сегодня даже заявляют, что наказание осуждённых не будет вечным.

Цель этого текста в «Евреям» — побудить нас действовать, чтобы мы не провели вечность в озере огненном и серном. Разве неправильно говорить о суде и адском огне в надежде хотя бы страхом заставить грешников покориться Богу? Если да, то проповедник Послания к евреям не знал об этом. Фраза «огонь поедающий» не содержит и «намёка здесь или в 10:27 на то, что огонь является средством «очищающим» или «облагораживающим» (Эллингворт и Найда). Это заявление о проклятии и вечном наказании грешной души (см. Отк. 14:11; 20:10; 21:8).

НЕ ОТВЕРГНИТЕ ГОВОРЯЩЕГО

Бог говорил в Ветхом Завете; однако Он говорит ещё весомее в Новом Завете, на этот раз через Своего Сына (1:1, 2). Бог Нового Завета — это тот же Бог Ветхого Завета, но говорит Он по-другому. Это утверждение — центральная, ключевая мысль в Послании к евреям. Мы не должны пренебрегать ни одним словом от Бога. Хотя говорящий в 12:25 не указан, не вызывает сомнений, что это Сам Бог. Если мы пренебрежём Его Словом или вообще откажемся слушать его, мы столкнёмся с серьёзными последствиями. Он предупредил нас с небес через Своих вдохновенных представителей, через их устное и письменное слово в первом веке. Послание к евреям является как раз таким посланием от Бога; тот, кто не признаёт его источник и отвергает его авторитет и учение, подвергнется вечному осуждению.

В 2:3 был задан вопрос: «то как мы избежим…»? Ответ даётся здесь: «Если те, не послушав говорившего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес» (12:25). Для отвергающих власть Бога нет выхода: они погибнут.

Внушающий благоговейный страх голос, говоривший на Синае, объявит в полную силу при втором пришествии, что «времени больше нет»! Голос Господа обладает силой поколебать всю землю (ст. 26–28). Людям были переданы предостережения относительно будущего суда (9:27), ужасных последствий полного отступничества (6:4–6; 10:26–29) и конца «колеблемого мира». Когда настанет время, весь видимый мир погибнет (2 Пет. 3:5–7, 10–13). Благодарение Богу за то, что мы являемся частью Его вечного царства, которое нельзя уничтожить колебанием (ст. 28).

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы