Долгое время считалось, что в СССР жанра фильма ужасов не существовало. Мол, советский кинематограф снимал серьезное кино и такие западные веяния не принимал. Потом выяснилось, что как минимум одна картина все же была снята. Речь о знаменитом «Вий» с Леонидом Куравлевым в главной роли. Затем, на рубеже веков вдруг оказалось, что в эпоху Перестройки были сняты несколько крепких хорроров, о которых на долгое время все забыли.
Фильм «Ночлег пятница» 1991 года является короткометражкой продолжительностью 30 минут. И он получился на удивление интересным и динамичным. Причем сюжетная линия развивается по принципу многих голливудских ужастиков: ночь, заглохшая машина, заброшенный дом. Но снято все это с советским колоритом, который будет сохранен в других ужастиках начала 90-х (Гонгофер, Прикосновение и др.)
Итак, перед нами разыгрывается стандартная ситуация – машина ломается ночью на ж/д переезде в лесу. Муж уходит искать помощь (и находит ее в итоге), а жена с дочкой остаются ждать его в автомобиле. Далее следует стандартное клише – неразумный поступок героя. Мамашка хватает дочь в охапку и идет в лес искать место где переночевать. Самое здравое решение, естественно.
- Мама, мы куда идем?
- Не здесь же ночевать.
- А папа?
- Папа нас найдет или посигналит.
Таким образом, как вы понимаете, женщина создает проблемы себе на пятую точку. В её действиях отсутствует логика и этот факт несколько омрачает общее хорошее впечатление от фильма.
Далее следует целый набор стандартных ситуаций, которые вы встретите почти в каждом ужастике
- Зловещий дом со странными людьми, от вида которых сразу хочется "до ветру в ближайшую посадку". Но героиню это почему-то совершенно не пугает и она ведет себя, как ни в чём не бывало.
- Местный житель, который предупреждает, что лес очень странный и в нем пропадают люди. Но герой не слушает доброго совета и делает по-своему. Справедливости ради в тот момент он уже искал свою семью.
- Героиня, которая в одиночку бродит по ужасному дому (вернее заброшенному интернату).
В интернате женщина общается с людьми, с которыми хорошо знакома. Но ее нисколько не удивляет их нахождение в этом месте. Это выглядит очень странно и одновременно жутко.
Картина имеет несколько однозначных плюсов
- Зловещая и гнетущая атмосфера, которая определенно пугает;
- Самобытность самого фильма. Он имеет характерный стиль, присущий отечественным хоррорам, который, к сожалению, забыт современными режиссерами;
- Фильм на удивление динамичен и держит в напряжении. В нем нет излишне наигранных моментов. Например, во время скримеров героиня не кричит в истерике, округлив глаза для правдоподобности., как это часто нам показывают в кино.
Скример – это элемент неожиданности в фильме, который должен сильно напугать зрителя
Сами ужасы в картине, конечно, присутствуют. В паре моментов зрителю предстоит вздрогнуть. Но вы не увидите здесь спецэффектов, как в западном кино.
В итоге получился добротный ужастик не хуже голливудских аналогов. В СССР умели снимать фильмы подобного жанра так, как не умеют делать это сейчас.
Спасибо за прочтение и да пребудет с нами хорошее кино!