Незадолго до своей смерти венецианский художник Джорджоне начинает писать свою картину под названием "Спящая Венера" (итал. Venere dormiente), но из-за болезни, что привела к его смерти, он не успевает дописать свою картину. Джорджоне пишет только саму Венеру, и ,предположительно, скалу за ней.
После смерти художника в 1510 году к дописанию Спящей Венеры приступает ученик Джорджоне - Тициан. Тициан пишет пейзаж, одежду Венеры и Купидона у её ног. К сожалению, в наши дни мы не можем любоваться написанным Купидоном, т.к его присутствие мы можем определить только благодаря инфракрасной съёмке. Собственно, именно Купидон и даёт нам основание полагать, что это именно Венера, потому что Купидон у античных народов бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Венеры.
Спустя 28 лет рождается творение Тициана под названием "Венера Урбинская". Тициан пишет свою Венеру по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере.
Мы можем наблюдать, что картина Тициана различается с сюжетом Джорджоне, но сами Венеры похожи, а так же схожа типология картин.
Далее в 1551 году Тициан заканчивает написание своей картины под названием "Венера на леопардовой шкуре, или Юпитер и Антиопа". Венера ,написанная в 1551 году, вновь возвращает нас к Венере Джорджоне, т.к их сходство не заметить просто невозможно.
- Стоит отметить, что на двух Венерах Тициан не остановился, прекрасных Венер можно увидеть на его полотнах не единожды.
Итак, мы дошли до Эдуарда Мане, который вдохновившись Венерой Урбинской в 1863 году вызвал негодование у всего Парижского салона, что сопутствовалось скандалами, интригами и оскорблениями в сторону Её - Олимпии.
Но, сначала по порядку..
В 1856 году Мане пишет копию тициановской "Венеры Урбинской", так сказать создаёт "тренировочный полигон" для своей Олимпии.
- Мане начинает писать свою Олимпию. Он пишет то, что видит сам, делая картину вызывающей непреднамеренно, а по наитию чувств.
Из-за того, что картины Мане попадают в "Салон отверженных" (в т.ч и из-за огромного скандала с работой "Завтрак на траве"), он скрывает 2 года свою Олимпию и знакомит её с публикой лишь в 1865 году, когда как она была дописана уже 1863 году.
Публика не воспринимает Олимпию, она всячески оскорбляет работу: сравнивает руку лежащую на бедре с жабой, а саму Олимпию негодующая публика была готова разорвать на мелкие полотна. Почему? Да потому что дерзкий и уверенный взгляд куртизанки направлен прямо на зрителя. Она не прикрывает свою наготу, а ленточка на шее говорит зрителю о том, что она подарок какому-то мужчине. Более того, общество предполагает, что Мане изобразил на своём полотне наготу реальной женщины.
Да и ,в конце концов, публика считает, что что Мане явно процитировал в своей картине «Венеру Урбинскую» Тициана, тем самым опошлив великий образец классического искусства.
- Мане разбит, подавлен и уничтожен. Мане в ужасе. Если бы Мане знал, что этот скандал даёт начало новому, современному искусству..
Так что же это? Желание сделать лучше кого-то, бездумное копирование или воспевание мотивов великих художник и желание быть причастным к чему-то высокому и прекрасному? Думаю, что всё это вместе взятое. Каждый художник (и не только) преследовал свой мотив. Всё, что остаётся нам - найти "свою" Венеру и считаться только с ней.
Прилагаю Венер в интерпретации других художников и скульпторов! :)