Найти в Дзене
Вавилон искусства

"Всё новое - хорошо украденное старое". Или не очень хорошо?

Незадолго до своей смерти венецианский художник Джорджоне начинает писать свою картину под названием "Спящая Венера" (итал. Venere dormiente), но из-за болезни, что привела к его смерти, он не успевает дописать свою картину. Джорджоне пишет только саму Венеру, и ,предположительно, скалу за ней.

Джорджоне "Спящая Венера"; холст, масло. 108 × 175 см, 1510 год
Джорджоне "Спящая Венера"; холст, масло. 108 × 175 см, 1510 год

После смерти художника в 1510 году к дописанию Спящей Венеры приступает ученик Джорджоне - Тициан. Тициан пишет пейзаж, одежду Венеры и Купидона у её ног. К сожалению, в наши дни мы не можем любоваться написанным Купидоном, т.к его присутствие мы можем определить только благодаря инфракрасной съёмке. Собственно, именно Купидон и даёт нам основание полагать, что это именно Венера, потому что Купидон у античных народов бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Венеры.

Спустя 28 лет рождается творение Тициана под названием "Венера Урбинская". Тициан пишет свою Венеру по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере.

Тициан "Венера Урбинская"; холст, масло. 119 × 165 см, 1538 год
Тициан "Венера Урбинская"; холст, масло. 119 × 165 см, 1538 год

Мы можем наблюдать, что картина Тициана различается с сюжетом Джорджоне, но сами Венеры похожи, а так же схожа типология картин.

Далее в 1551 году Тициан заканчивает написание своей картины под названием "Венера на леопардовой шкуре, или Юпитер и Антиопа". Венера ,написанная в 1551 году, вновь возвращает нас к Венере Джорджоне, т.к их сходство не заметить просто невозможно.

Тициан "Венера на леопардовой шкуре, или Юпитер и Антиопа"; холст, масло. 196 x 385 cм, 1551 год
Тициан "Венера на леопардовой шкуре, или Юпитер и Антиопа"; холст, масло. 196 x 385 cм, 1551 год
  • Стоит отметить, что на двух Венерах Тициан не остановился, прекрасных Венер можно увидеть на его полотнах не единожды.

Итак, мы дошли до Эдуарда Мане, который вдохновившись Венерой Урбинской в 1863 году вызвал негодование у всего Парижского салона, что сопутствовалось скандалами, интригами и оскорблениями в сторону Её - Олимпии.

Но, сначала по порядку..

В 1856 году Мане пишет копию тициановской "Венеры Урбинской", так сказать создаёт "тренировочный полигон" для своей Олимпии.

Эдуард Мане, копия тициановской «Венеры Урбинской»; 1856 год
Эдуард Мане, копия тициановской «Венеры Урбинской»; 1856 год

  • Мане начинает писать свою Олимпию. Он пишет то, что видит сам, делая картину вызывающей непреднамеренно, а по наитию чувств.

Из-за того, что картины Мане попадают в "Салон отверженных" (в т.ч и из-за огромного скандала с работой "Завтрак на траве"), он скрывает 2 года свою Олимпию и знакомит её с публикой лишь в 1865 году, когда как она была дописана уже 1863 году.

Эдуад Мане "Олимпия"; холст, масло. 130,5 х 190 см, 1863 год
Эдуад Мане "Олимпия"; холст, масло. 130,5 х 190 см, 1863 год

Публика не воспринимает Олимпию, она всячески оскорбляет работу: сравнивает руку лежащую на бедре с жабой, а саму Олимпию негодующая публика была готова разорвать на мелкие полотна. Почему? Да потому что дерзкий и уверенный взгляд куртизанки направлен прямо на зрителя. Она не прикрывает свою наготу, а ленточка на шее говорит зрителю о том, что она подарок какому-то мужчине. Более того, общество предполагает, что Мане изобразил на своём полотне наготу реальной женщины.

Да и ,в конце концов, публика считает, что что Мане явно процитировал в своей картине «Венеру Урбинскую» Тициана, тем самым опошлив великий образец классического искусства.

  • Мане разбит, подавлен и уничтожен. Мане в ужасе. Если бы Мане знал, что этот скандал даёт начало новому, современному искусству..

Так что же это? Желание сделать лучше кого-то, бездумное копирование или воспевание мотивов великих художник и желание быть причастным к чему-то высокому и прекрасному? Думаю, что всё это вместе взятое. Каждый художник (и не только) преследовал свой мотив. Всё, что остаётся нам - найти "свою" Венеру и считаться только с ней.

Прилагаю Венер в интерпретации других художников и скульпторов! :)