(Евр. 12:18–24)
Мы подошли ещё к одному предостережению, находящемуся в 12:18–29. Первое предостережение было от пренебрежения (2:1–4), второе — от неверия (3:7—4:13), третье от отпадения (5:11—6:20) и четвёртое — от сознательного греха (10:26–31). Пятое предостережение, находящееся в 12:18–19, можно подытожить одним предложением: «Смотрите, не отвратитесь и вы от Говорящего» (12:25). Отказ повиноваться Богу навлекает вечное проклятие. Целью этих наставлений было укрепить преданность Христу и помешать читателям отвернуться от Него.
МЫ ПРИСТУПИЛИ К РЕАЛЬНЫМ ВЕЩАМ (12:18, 19)
«Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнём, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу слов, который заставил слышавших просить, чтобы к ним более не было продолжаемо слово…»
Наши привилегии намного больше тех, что были даны пережившим физический опыт общения с Богом на горе Синай. Они подошли к чему-то осязаемому, к тому, что можно было потрогать, но что было запрещено. Гора, к которой они подошли, пылала огнём и находилась во мраке (Исх. 19:16–19). События, которым они были свидетелями, вызывали ужасный страх перед Богом живым, что от них и требовалось. Огонь, мрак, ветер и трубный глас подчёркивали, каким неприступным был Бог в то время. При всех благословениях нового завета кажется невероятным, что кто-то может захотеть вернуться к ветхому. В отличие от тех, мы приступили к духовной горе. Её невозможно коснуться физически, ибо это духовная гора Сион (12:22), дающая дивные преимущества.
Слово «приступить» используется в стихе 18 для описания приближения человека к Богу (см. 4:16; 10:1; 11:6). Это полная противоположность концепции Ветхого завета, согласно которой поклоняющиеся ходили пред Богом. Некоторые, возможно, утверждали, что иудаизм благороднее, так как предстать пред Богом в храме было огромной привилегией, но автор Послания к евреям показывает, что прийти к Богу намного лучше.
Тем, кто отвергает возможности нового завета, однажды откроется истинное величие Бога. При ветхом завете сам звук трубы мог быть невыносимым для уха; он так напугал людей, что они затрепетали. Подумайте о том, как звук последней трубы Божьей (см. 1 Фес. 4:16) поразит грешников! Мы не испытываем на себе физических проявлений Божьего величия. Мы можем реально прийти к нашему Богу и Отцу (12:23).
МЫ ПРИСТУПИЛИ К ДУХОВНОМУ ПРИСУТСТВИЮ БОГА (12:20, 21)
«ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: "Если и зверь прикоснётся к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою)"; и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "Я в страхе и трепете"».
Откровение старого завета в большей степени касалось материальных вещей (Евр. 9:11, 24), а новый больше касается более высоких и святых вещей, таких как небесный Иерусалим, к которому прикоснуться можно только духовно. Это символ присутствия Самого Бога, к которому мы можем приступать с дерзновением (Евр. 4:16; 9:24). «Здесь, как и в других местах (9:11, 24; ср. 8:5), Послание к евреям следует греческой традиции, которая утверждает, что физическое ниже нематериального» (Томпсон). Автор продолжает излагать свои доводы от меньшего к большому: если почтение было оказано физической горе и Моисей испугался, то насколько больше почтения мы должны иметь к горе небесной!
Первоначальное наставление о том, что даже зверю не позволяется прикоснуться к горе, находится в Исх. 19:12, 13. Приведённая здесь цитата — перефраз исходного еврейского текста. Перевод «будет побит камнями» — лучше, чем дополнение «или поражён стрелою». (Эти слова отсутствуют в большинстве древних манускриптов; возможно, они были добавлены в силу какой-то иудейской традиции).
Страх Моисея в этот момент в Ветхом Завете конкретно не указывается, но Втор. 9:19 утверждает, что он «страшился гнева и ярости» Господа. И Стефан упомянул, что у горящего куста «Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть» (Деян. 7:32; см. Исх. 3:6). В Исх. 19:16 говорится, что все люди испугались. Это была общепринятая истина, часто встречавшаяся в иудейских писаниях. Вместо того чтобы приближаться к горе, израильтяне отходили назад в страхе перед проявлениями Божьей близости. Такая демонстрация Божьего присутствия должна была донести до Израиля, что грех будет препятствовать общению с Ним.
МЫ ПРИСТУПИЛИ К ГРАДУ БОГА ЖИВОГО (12:22–24)
«Но вы приступили к горе Сион и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собранию и Церкви первенцев, записанных на небесах, и к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева».
Эти три стиха описывают превосходство нового завета над старым, показывая, к чему новозаветные святые «приступили» у горы Сион. «[Вы] приступили» (ст. 22) происходит от того же слова, что и «прозелит» (просерхомай), которое использовалось для обозначения обращённого человека (того, кто повернулся, обратился). Поэтому стих 22 может указывать на момент обращения. Глагольная форма просерхомай стоит во множественном числе и совершенном виде, а это означает, что некоторые «начали [обращаться] в какое-то время в прошлом и продолжают это делать в настоящем». Это говорит о том, что святые сейчас приступили к постоянному месту, где им следует остаться. «Временные условия ветхого завет а закончились, в настоящее время вступили в силу вечные условия нового завета»; никаких дополнительных изменений больше уже не будет (Кистемейкер). Христиане, которые некогда жили по закону, обратились от той системы и теперь должны продолжать жить со Христом. Приступив ко Христу, они обратились ко всему, что нёс с собой новый завет.
(1) Они приступили к горе Сион, а не к горе Синай. Сион был всего лишь холмом, на котором был построен старый Иерусалим, но со временем он стал олицетворять собой весь Святой Город. Как место пребывания царской и священнической власти, его называли «Сионом, святой горой» (Пс. 2:6). В нём было расположено земное святилище. В Новом Завете Сион выступает как небесный город Бога (Отк. 3:12; 21:2) и представляет место обитания Бога в «вышнем Иерусалиме» (Гал. 4:26).
(2) Послание к евреям говорит не о том, что небеса будут городом на земле, а о том, что те братья уже приступили к святому граду, войдя в церковь, тело Христа. Вне всяких сомнений, это говорит о том, что человек приходит к спасению, когда достигает настоящего «Сиона». Мы, в конце концов, приступим к главному входу на небеса, потому что мы являемся членами его аналога — церкви нашего Господа. Таким образом, мы приступили ко «граду Бога живого».
(3) Приблизившись к этому городу, мы также приступили к «тьмам ангелов» (ст. 22). «Тьма» — это выражение, используемое, когда говорят о неопределённом количестве (см. Дан. 7:10; Отк. 5:11). Ангелы радуются, когда каются грешники (см. 15:7, 10); они непрерывно представляют дитя Божье перед Отцом небесным (Мф. 18:10), и они служат наследникам спасения (см. Евр. 1:14). Сколько ангелов прислуживают нам? Тысячи тысяч? В церкви мы приступили к ним, но не для поклонения им, ибо это запрещено (Отк. 22:8, 9). Это они помогают нам разными способами, о которых мы в настоящее время ничего не знаем. Они прислуживают нам, когда их посылают от престола Божьего, но, конечно, быстро возвращаются, чтобы восхвалять Его (Отк. 5:11; 7:11; 19:6).
(4) Кроме того, мы приступили «к торжествующему собранию и Церкви первенцев, записанных на небесах» (ст. 23). «Собрание» здесь — это не то слово, которое переводится как «церковь». Так как экклесиа — это собрание, известное нам как церковь, мы уже приступили и к ней тоже. Слова «[торжествующее] собрание» (панегирис) и «церковь» (экклесиа) могут указывать на один и тот же институт; однако «торжествующее собрание» может также включать в себя спасённых времён Ветхого Завета. Слово «собрание» обозначало общенациональное празднование в честь какого-нибудь бога и, таким образом, стало означать любое праздничное собрание. Было бы слишком смело предполагать, что церковное собрание для поклонения всегда должно быть праздничным событием.
Так как в оригинальном греческом тексте отсутствуют знаки препинания, то возникает некоторое сомнение относительно того, к каким словам в предложении относится «торжествующее собрание». Версии Международного Библейского Общества («к тысячам ангелов, собранным на радостное торжество») и Славянского Евангельского Общества («и к тьмам ангелов в торжествующем собрании») ставят эту фразу в стих 22, относя это собрание к ангелам. Синодальная Библия помещает её в стих 23, связывая с церковью. Если она ассоциируется с церковью, то тогда это многочисленное собрание означает вселенское общение. В этом случае, возможно, цель соединительного союза «и» (кай) между «торжествующим собранием» (панегирис) и «церковью» (экклесиа) — побудить нас думать о церкви как о целом, когда употребляется слово панегирис, и как о её местном собрании, когда используется слово экклесиа.
Имена членов церкви «записаны на небесах» (см. Лк. 10:20; Фил. 4:3; Отк. 21:27). Христиане также — «первенцы» (прототокос). Церковь состоит из тех, кто родился свыше, кто во Христе. Писание связывает небесный свиток с людьми, а не с ангелами. В Лк. 10:20 подразумевается, что то, что наши имена «написаны на небесах», должно быть источником великой радости, превосходящей ту, которая возникает от умения совершать чудеса.
(5) Мы, христиане, приступили к «Судии всех — Богу» (ст. 23). Мы приступили к Отцу в церкви и теперь можем приближаться к Нему с дерзновением (4:16). Иисус сказал, что Он «путь» к Отцу (Ин. 14:6). Так как мы приступили к Богу, мы должны стараться вести святую жизнь, чтобы находиться рядом с Ним, оставаясь в Его церкви. Нас будет судить Бог через Иисуса Христа (Деян. 17:30, 31). Иисус заплатил за церковь Своей кровью не для того, чтобы люди презирали и игнорировали её (Деян. 20:28).
(6) Мы приступили к «духам праведников, достигших совершенства» (23). Это верующие дохристианских времён, которые сейчас тоже достигли совершенства благодаря крови Христа (9:15; 10:14; 11:40), и сюда могут входить святые новозаветной эры, живущие или умершие.
В апокалиптической литературе мёртвых часто называют «духами». Иудейские авторы говорили о месте ожидания мёртвых духов; поскольку это значение было общепринятым, нам следует предположить, что и здесь оно означает то же самое. Возможно, Отк. 7:14–17 говорит о награде, данной этим духам в настоящее время. Иисус стал совершенным (2:10), и мы становимся совершенными через Него, когда следуем за Ним.
(7) Наконец, мы приступили к «Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (ст. 24). Приступая к Богу по новому завету в церкви, мы приходим и ко Христу. Христос, наш Ходатай, принёс новый завет от Бога (9:15–17). Как при введении ветхого завета была пролита кровь (Исх. 24:6–8), была пролита и кровь Христа, чтобы очистить нашу совесть от греха (Евр. 10:22). Кровь Христа «говорит лучше, нежели Авелева», потому что предлагает гораздо, гораздо больше. Кровь Авеля взывает лишь к справедливости (Быт. 4:10). А кровь Христа, действительно, говорит «лучше» (крейттон). Этот новый и лучший завет был обещан в пророчестве Иеремии (31:31–34) и является темой данного послания. Никакой новый завет не мог вступить в силу без пролития крови Иисуса на кресте за наше искупление (Мф. 26:28).
ГРОМ, ОГОНЬ, ТЬМА И БУРЯ
На горе Синай имели место пугающие сцены и звуки. Они были нужны для того, чтобы побудить людей, начиная с того дня и далее, слушаться Бога. Гром, огонь, тьма и сильный ветер возбудили страх смерти. Неудивительно, что ветхий завет был назван «служениием смертоносным буквам» (2 Кор. 3:7)! Он показал, что грех приводит к смерти. Даже Моисей трепетал (ст. 21).
Какова была цель упоминания автором этих страшных явлений своим читателям евреям? Он показывал различие между тем, к чему пришли иудеи (через своих предков) у горы Синай, и тем, к чему приходят христиане во Христе. В прежние времена духовного младенчества Бог делал акцент на грехе и его последствиях (Гал. 3:19). Новый завет — другой.
Внешние проявления в момент передачи ветхого завета отражали впечатляющее назначение того завета: рассказать людям, что такое грех, как он действует и как избежать его. Главная цель Ветхого Завета — показать, как повиноваться Богу; главная цель Нового Завета — показать, как повиноваться Христу. Церквам с большим количеством членов из язычников Павел писал: «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Это поразительная истина: о том, как прийти ко Христу, мы узнаём уже из первого тома книги Бога! Ветхий Завет описывает Божье величие, как Он поступил с неверными и что Он может сделать с нами, если мы не будем верны. Закон оправдывал своё назначение, но у нас есть то, что намного превосходит его.
МЫ ПРИСТУПИЛИ КО ХРИСТУ И ЕГО ЦЕРКВИ
Евреи христиане приступили к духовной горе, которую нельзя было увидеть и которой нельзя было коснуться, так что она не вызывала никакого страха. Нам не нужно больше бояться, приходя к Богу (4:15, 16). Почти невозможно представить себе славу того, к чему мы приступили во Христе. Царство Божье — это не шумное место с пронзительными звуками труб, а тихий духовный город. Там собраны святые всех веков, и мы присоединяемся к ним. Когда мы попадаем в царство, наши имена записываются на небесах. Мы благословлены таким количеством ангелов, что никакой человек не может их сосчитать: «тьмы тем и тысячи тысяч» (Отк. 5:11).
Как же записываются наши имена? Как мы приступили к Богу, которого не можем видеть? Мы приступили к Иисусу, и сейчас Он с нами; но это вопрос веры. О его близости говорится в Библии, и мы должны верить в это. Мы живём во свете, а не в тьме невежества. Мы можем узнать всё, что необходимо знать о Боге и Иисусе, в том, что открыто.
Всё это правда, потому что мы приступили к Христу, стали частью Его тела, церкви, небесного царства. Это произошло, когда мы стали детьми Божьими по вере, крестившись во Христа (Гал. 3:26, 27).
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻