Найти тему
Пас под удар

Ваш клуб потерян и не найден

Оглавление

Сегодня хотелось бы поднять очень важную проблему, которая существует в Российском футболе и в принципе в отечественном командном спорте (например, хоккей это тоже задевает непосредственно). Для начала хотелось бы представить следующий список команд: «Уралан», «Сатурн», «ФК Москва», «Алания», «Амкар», «Сибирь», «Жемчужина». И перечисление можно продолжать, но что общего у футбольных клубов из данного списка? Все эти команды, как и многие другие, в один момент, а кто-то и не единожды, пережили ликвидацию команды и лишение профессионального статуса. Это очень большая проблема. Особенно это касается регионов, ведь часто лишение профессионального статуса команды задевает не только игроков-профи, но и детей, которые, например, могут заниматься в футбольной школе того или иного клуба. В данной статье коснёмся истории одной из таких команд. Поговорим о сочинской «Жемчужине».

«Жемчужина» выступала на профессиональном уровне с 1991 по 2003 год и чуть позже с 2008 по 2011. Сама команда же была создана в 1987 году, а своё название получила от своего первого учредителя – гостиницы «Жемчужина» (одно из тех самых типичных курортных названий). Клуб позже несколько раз менял название, это зависело от различных спонсоров и других людей, помогавших команде. В 1991—1992 годах команда носила название «Жемчужина-Амерус Энтерпрайсез» в честь фирмы-спонсора Вилена Райкиса.

В 90-е года Жемчужина довольно долго играла в высшей лиге, обычно занимая места в нижней части турнирной таблице, а один раз сочинцы даже залезли на 9 строчку. Это было успехом, учитывая уровень некоторых соперников. Таких достижений команда добилась под руководством Арсена Найденова, главного тренера клуба тех лет. Забегая вперед, скажу, что это не единственный его период работы в «Жемчужине», впоследствии он несколько раз принимал команду. Также в те годы в клубе работали такие известные специалисты, как Виктор Антихович и Анатолий Байдачный. В 2000-ом году клуб начал стремительно «сдавать» : 15 место в Высшей лиге, вылет в первый дивизион, а следом прямым курсом команда отправилась и во второй. Первая ликвидация настигла команду в 2003 году. Формально, к 2020 году клуб самоликвидировался уже 5 раз. Последний раз такая напасть настигла команду в 2019 году, когда «Жемчужина» снялась с чемпионата города и прекратила выступление в кубке.

Особенно стоит отметить период возрождения команды, начавшийся в 2007 году, тогда команда получила название «Жемчужина-А», преодолела любительский уровень и уже в 2008 играла в ПФЛ. Фактически за сезон команда вышла в Первый Дивизион, и это при смене нескольких главных тренеров по ходу сезона и пертурбациях в высшем руководстве клуба.

С выходом во второй по популярности футбольный дивизион России («Лучшая Лига Мира», мы в курсе, просто делаем вид, что РПЛ кому-то интересна), клуб преобразился и начал проводить активную пиар-компанию. Все же помнят эти билборды с Бэкхемом и Собчак?

«МЫ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ НЕГО»

В феврале 2010 в Москве появился тот самый легендарный баннер, который громогласный заявлял: «МЫ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ НЕГО». Слева красовалась эмблема клуба, а справа от надписи, соответственно, один из самых популярных английских футболистов нулевых. Бэкхем тогда находился в «Милане» (арендованный у Лос-Анджелес Гэлэкси) и вряд ли подозревал, что его не ждут в России от слова совсем.

-2

Твоё лицо, когда уже сидел в аэропорту и ждал рейс в Сочи, но тут посмотрел новости и понял, что в России тебя не ждут...
Твоё лицо, когда уже сидел в аэропорту и ждал рейс в Сочи, но тут посмотрел новости и понял, что в России тебя не ждут...

Кто был причастен к этой акции – стало известно чуть позже, но в клубе изначально всю причастность быстро опровергли, но получилось всё равно эффектно. О данной ситуации в футбольных кругах не говорил только ленивый. Справедливости ради отметим, что и нынешний уровень ФНЛ едва ли потянут многие звезды мирового футбола, а с добавлением «Оренбурга», «Крыльев» и «Алании» – это, считайте, элитный клуб, вход в который доступен лишь избранным, а выхода вообще нет, спросите у руководства воронежского «Факела».

Похожий трюк провернули и с Ксенией Собчак спустя несколько месяцев. Снова билборд, только теперь никто уже ни от кого не отказывался, очень даже наоборот: баннер с Ксенией гласил: «Я ВЛЮБЛЕНА».

-4

Чуть позже стало известно, что за этой движухой стояло агентство «Merry-Go-Round Marketing Communications». Пиар-компания по меркам российских клубов была действительно внушительной, а клубы первого дивизиона о такой рекламе вообще могли только мечтать. Далее поползли слухи о предложении поучаствовать в масштабной пиар-акции Гусу Хиддинку и Василию Уткину, но не срослось. Зато для клуба снял несколько роликов Брюно Авейян, известный во Франции кинематографист.

Новый владелец клуба (Дмитрий Леонидович Якушев, игорный бизнесмен, товарищ, в общем серьезный, рассекал на белом Rolls-Royce) денег не жалел и в медиа-пространство вкладывал средств, что называется, от души. Партнерство с НТВ плюс, организация трансляций футбольных трансляций по уровню РПЛ и многое другое. Еще одним очень впечатляющим ходом стало приглашение самого Станислава Саламовича Черчесова. В декабре 2010 тренер заключил контракт с клубом на 3,5 года, заявив о «большом проекте» и перспективах.

Станислав Саламович Черчесов ( главный тренер «Жемчужины» в 2010-2011 годах)
Станислав Саламович Черчесов ( главный тренер «Жемчужины» в 2010-2011 годах)

Дальше всё как обычно

Зимне-весенний период 2011 года для болельщиков из Сочи был довольно неоднозначным. С завидной регулярностью поступали новости о трансферах команды: например, на помощь именитому тренеру пришли опытные Денис Бояринцев, Марек Чех и Игорь Шевченко, также были подписаны молодые и перспективные Александр Зотов и Игорь Смольников. Были даже намерения вернуть в Россию Йиранека, который сидел на скамейке в «Бирмингеме». Но в конце марта 2011 сочинцы всех ошарашили новостью о том, что команда имеет конкретные проблемы с финансами и вообще клуб ищет нового владельца. Заявление полностью контрастировало с той трансферной компанией и вообще всей деятельностью, которую проводил клуб. Позже пришла новость, что деньги найдены, клуб все-таки заявится в ФНЛ и через пару месяцев ситуация стабилизируется полностью. Все происходящее было первым «звонком» к грядущим тотальным сложностям и печальному окончанию истории.

Тем не менее, сезон команда начала очень хорошо: в первых пяти играх было 4 победы и 1 поражение. Далее начались проблемы: неровные результаты быстро свернули компанию по выходу в «вышку», постоянные слухи о задержке зарплаты не добавляли оптимизма. Ситуация достигла определенного пика, когда игроки отказались выходить на одну из тренировок в знак протеста. В итоге футболисты своего добились: долги начали выплачивать, но стало очевидно, что ситуация плачевная и она точно не улучшится. Инвестора нет: игорный бизнес Якушева канул в небытие (А могло быть по-другому?), соответственно сам инвестор из клуба исчез также быстро, как отдыхающие с побережья Черного моря, которые неожиданно увидели смерч вдалеке. Поиски по финансированию велись (Ну всем так говорили), но безрезультатно. Черчесов, однако, держался и заявлял, что команда будет бороться до последнего, но в итоге большинство игроков клуб покинуло уже в июле, а в августе клуб официально признали банкротом и распустили состав. На момент проведения 19 тура ФНЛ (последний сыгранный матч на профессиональном уровне) «Жемчужина-Сочи» занимала 9-ое место, отставая от лидера на 13 очков.

Игорь Смольников (будущий защитник сборной России)
Игорь Смольников (будущий защитник сборной России)

История, которую вы только что прочитали, во многом поучительная (если у вас есть футбольный клуб, конечно). Часто футбольные функционеры расходуют клубный бюджет совершенно на какие-то ненужные вещи. Это могут быть как личные мотивы, так и мотивы определенной группы людей, которая заинтересована в выводе средств из команды. Да, билборды и такого рода реклама – это, в первую очередь, привлекательный ход, но может быть в тот момент стоило распорядиться финансами чуть иначе? Глядишь и «Жемчужина» бы тогда не канула в небытие. Этого мы уже никогда не узнаем.

Сейчас в Сочи новая футбольная команда, по которой у любителей футбола временами возникает много вопросов. Противоречивая деятельность футбольного клуба «Сочи» (ранее «Динамо» Санкт-Петербург, да, русский футбол уникален!) в российском футбольном сезоне 2019/20 является одной из главных тем для обсуждения многих болельщиков по всей России. С трудом верится, что команда после такого старта может завоевать симпатию по всей стране (как, например, «Уфа» или «Ростов», материал есть на канале). Но посмотрим, что получится в итоге. Во всяком случае, что в спортивной части города Сочи действительно привлекательно – в Олимпийском парке располагаются современные арены и, конечно, новенький футбольный стадион «Фишт», на котором пару лет назад сборные России и Хорватии «рубились» за выход в полуфинал Чемпионата мира 2018 года.

А что же «Жемчужина»? В 2019 году команда не доиграла даже на чемпионате города. Радует только одно: футбольная школа и детский футбольный клуб с таким названием всё еще существуют.

Оригиналы фотографий представлены на следующих ресурсах: fc.zhemchuzhina.com (ныне несуществующий); sports.ru; Stavka.tv; sovsport.ru.