Тёплым субботним вечером в небольшом домике с бассейном в Брентвуде, Лос-Анджелес, было тихо. Этому дому мир поручил хранить жемчужину Америки, само воплощение красоты, Мэрилин Монро. И мир тактично удалился от дверей этого дома, чтобы не нарушать её покой. Но в этот вечер она медленно умирала, и ей очень нужна была помощь мира. Или хотя бы одного человека. Её телефонная линия весь вечер была занята. На её крик о помощи так никто и не ответил. С ней творилось что-то ужасное в ту ночь. Что-то, что оборвалось смертью. И хотя мир знает все подробности тридцати шести лет её жизни, тот последний вечер 4 августа 1962 года всё ещё покрыт тайной.
Мэрилин Монро переехала в дом 12305 на улице Пятая Хелена Драйв в феврале 1962 года. Она хотела начать новую жизнь и была уверена, что будет счастлива в этом доме. Она с любовью обустраивала своё гнёздышко, тёплое и гостеприимное, где часто бывали её друзья.
Вот и в ночь с 3 на 4 августа у Мэрилин гостила подруга, Пэт Ньюкомб. Вечером они вместе ужинали, и Пэт осталась переночевать. Мэрилин встала в девять утра. Она надела белый махровый халат и пошла на кухню выпить грейпфрутовый сок. Там уже была Юнис Мюррей, экономка, которую Мэрилин уволила. Сегодня был последний рабочий день миссис Мюррей. Можно догадаться, что обстановка была напряженной.
В десять приехал Лоуренс Шиллер, фотограф, и привез Мэрилин на оценку фотографии. Шиллер говорил, что в то утро она выглядела свежей и спокойной. Когда он приехал, она приводила в порядок клумбу перед домом. После того, как Шиллер уехал, Мэрилин заказала несколько вещей для дома и разговаривала с друзьями по телефону. Она договорилась о барбекю с другом, Ральфом Робертсом. Пэт проснулась к полудню. Она говорила, что Мэрилин злилась из-за того, что Пэт смогла выспаться, а она – нет. Пэт осталась и после полудня, загорая возле бассейна, пока Мэрилин продолжала звонить друзьям.
В час приехал психотерапевт Мэрилин, Ральф Гринсон. Они закрылись в другой комнате для сеанса. Около двух Мэрилин звонил сын бывшего мужа, Джо Ди Маджо, – они периодически созванивались, но Юнис соврала, что Мэрилин нет дома.
Пэт Ньюкомб рассказывала, что около трех к ней пришел Гринсон и сказал уйти. Мэрилин выглядела расстроенной, и Гринсон попросил Юнис отвезти Мэрилин на прогулку по пляжу. В следующий раз Пэт видела подругу в пять часов утра следующего дня, уже с головой накрытой простынёй.
Уильям Эшер с несколькими друзьями в тот день был на пляже и видел Мэрилин. По его словам, она нетвердо стояла на ногах и её речь была путанной. Она явно была под наркотиками.
К четырем Юнис и Мэрилин вернулись домой. Почти одновременно приехал и Гринсон. Они продолжили сеанс. В 4:30 сын Джо снова позвонил. И Юнис снова сказала, что Мэрилин нет дома.
Около пяти до Мэрилин дозвонился Питер Лоуфорд, актёр и муж Патриции Кеннеди, сестры Президента. Он приглашал Мэрилин на ужин, какие она часто посещала у Лоуфордов. Он долго уговаривал её, но она отказалась.
Ещё два человека пытались до неё дозвониться: сначала Изидор Миллер (отец третьего мужа Мэрилин, Артура Миллера). Ему Юнис сказала, что Мэрилин переодевается и перезвонит ему. Но она так и не перезвонила. Вторым звонил друг Мэрилин, Ральф Робертс. Он собирался ехать за едой для завтрашнего барбекю. На звонок ответил Гринсон. Когда Ральф попросил передать телефон Мэрилин, Гринсон почему-то ответил: «Не здесь», и бросил трубку.
В это время Гринсон ждал звонка от доктора Хаймана Энгельберга. От него Гринсон хотел получить лекарства для Мэрилин (скорее всего снотворную инъекцию). Но Энгельберг отказался приезжать. Тогда Гринсон к шести часам приехал к нему сам, но Энгельберг снова его выпроводил.
Гринсон утверждает, что уехал на ужин к друзьям в 7 или 7:15, оставив Мэрилин с Юнис. На этом последний день Мэрилин Монро заканчивается. И здесь начинается её последняя ночь, окутанная тайной, полная не состыковок и лжи.
Какой-никакой свет на неё проливают два звонка, произошедшие после отъезда Гринсона.
7 или 7:15. Джо младший наконец дозвонился в дом на Пятой Хелена Драйв. Он рассказывает Мэрилин, что разорвал помолвку с девушкой, которая ей не нравилась. Мэрилин кажется Джо радостной, взволнованной и ничуть не подавленной. То же подтверждают Юнис и Гринсон, которому она позвонит после. Разговор с Джо длится около 10 минут.
7:40 или 7:45. Телефонный разговор с Питером Лоуфордом. Он все еще хочет уговорить её прийти на ужин. Теперь она уже совсем в другом состоянии. Она мямлит, иногда её голос совсем пропадает. Питер знает, как действуют барбитураты (их Монро выписывал врач), знает, что Мэрилин принимает их, и поэтому очень волнуется. Он несколько раз кричит в трубку её имя, чтобы привести её в чувства. Потом она как будто собирается с силами и говорит: «Попрощайся за меня с Пэт, попрощайся с Президентом и попрощайся с тобой, потому что ты хороший парень». Тогда Питер серьезно испугался. Мэрилин еще шепчет: «Я посмотрю» или «Я увижу» и потом – тишина. В следующие полчаса Питер пытается перезвонить, но телефон занят. Питер попросил оператора прервать звонок, но ему сказали, что телефон не занят, а снят с рычага или неисправен. Питер звонит Милтону Эббинсу, другому гостю его вечеринки, который, кстати, тоже отказался от приглашения. Эббинс говорил, что Питер был «глубоко обеспокоен». Эббинс попытался успокоить его, но безуспешно.
Всего за полчаса с Мэрилин Монро случилось что-то ужасное. Коронер потом говорил: «Монро смеялась и болтала по телефону с сыном Джо Ди Маджо… и меньше, чем через 30 минут, после этой веселой беседы она умирала… это одно из самых странных обстоятельств в деле».
Лоуфорд предположил, что у Мэрилин передозировка, и она в опасности. Он начал обзванивать её близких, бить тревогу. Он просит Милтона Эббинса поехать к Мэрилин вместе, проверить, как она. Но Эббинс говорит: «Питер, не делай этого. Ты же зять Президента! Если ты приедешь туда, а она напилась, или под наркотиками, или еще что-то, это будет во всех заголовках. И ты тоже будешь в них». Вместо этого Эббинс предложил позвонить Милтону Рудину, адвокату Мэрилин.
8:25. Эббинс дозвонился до офиса адвоката, но оказалось, что он в гостях. Эббинс достал его и там и передал опасения Питера.
8:30. Рудин дозвонился до Юнис Мюррей и попросил проверить, как Мэрилин. Через 4 минуты Юнис вернулась и сказала: «Она в порядке». Рудин потом говорил: «Но у меня было чувство, что она даже не ходила проверять». И скорее всего он был прав. В мемуарах Юнис потом писала: «Если бы только Рудин сказал мне о том тревожном звонке…». Если бы… то что? Она бы сходила и проверила? К тому же, Юнис в своих мемуарах ничего не говорит о том, как пришла к Мэрилин, о том, как Монро выглядела и что говорила.
Рудин сказал Эббинсу, что все нормально, а Эббинс – Лоуфорду. Но Лоуфорд не успокоился. Он пил и нервничал все больше. Он чувствовал, что его друг в беде, что другу нужна помощь. Он продолжал обзванивать знакомых.
11 часов. Лоуфорд дозвонился до Джо Наара, который жил в полумили от Мэрилин. Когда Джо уже одевался, чтобы отправиться к Монро, ему позвонил Эббинс и сказал, что только что говорил с Рудином, и узнал, что Гринсон дал Мэрилин седативные и сейчас она отдыхает, так что ехать не надо.
Так и продолжалась ночь: Питер уговаривал кого-нибудь поехать к Мэрилин, а потом звонил Эббинс и уговаривал не ехать. Свои попытки Лоуфорд прекратил только в 1:30 утра воскресенья, когда Эббинс сообщил ему, что Мэрилин покончила с собой. Лоуфорд полночи бился за жизнь Мэрилин, но, как оказалось, она уже давно была мертва.
В тот вечер Артур Джейкобс, пресс-агент Мэрилин Монро, был на концерте с друзьями и невестой, будущей Натали Джейкобс. Натали рассказывала, что в их ложу зашли около 10 или 10:30 и сказали: «Пожалуйста, пройдите с нами, мистер Джейкобс. Мэрилин Монро умерла». По словам Натали, Артур приехал в дом Мэрилин, поговорил с теми, кто уже был там, и уехал. Получается, ещё задолго до полуночи в доме Мэрилин над её трупом собрались люди и всю ночь до звонка в полицию в 4:25 утра что-то делали. Но что и зачем?
В 4:35 на место событий приехал первый полицейский – сержант Джек Клеммонс. Его провели в комнату, где Мэрилин лежала на кровати – голая, на животе, прикрытая простыней. На тумбочке возле кровати стояли полные и полупустые баночки с лекарствами, среди них пустая баночка из-под нембутала, в которой не хватало 25 капсул, и баночка из-под хлоралгидрата с 10 капсулами, оставшимися от 50. Предсмертной записки в доме не обнаружили. Соседи не слышали ночью никакого шума и заметили, что «Мэрилин была очень хорошей соседкой». Возле кровати была телеграмма из Парижа, но она была связана с работой. В комнате были Гринсон и Энгельберг. Юнис что-то стирала.
Она примерно пересказала события вечера, упомянув, что нашла Мэрилин в полночь. Это вызвало ненужные вопросы, например, почему в полицию не позвонили раньше. Гринсон ответил, что нужно было сначала получить разрешение от отдела студии по связям с общественностью. Вероятно, это относится к приезду Артура Джейкобса. А вот Юнис и вовсе поменяла показания.
Она стала рассказывать, что проснулась в 3 часа ночи «по причинам, которые я до сих пор не понимаю». Она увидела свет под дверью Мэрилин, но дверь была закрыта. Так что, она позвонила Гринсону. Он посоветовал ей зайти со стороны двора и посмотреть через окно, все ли в порядке. Она увидела, что Мэрилин лежит на кровати голой и не двигается. Гринсон тут же приехал, разбил окно, забрался в комнату, открыл дверь для Юнис изнутри и сказал: «Мы её потеряли».
В 3:50 он позвонил Энгельбергу. Потом ещё двум докторам и в 4:25 – в полицию. Но эта история сразу показалась следователям абсурдной. Во-первых, Юнис не могла видеть свет под дверью. Там лежало совсем новое ковровое покрытие, и свет не проникал. Позже Юнис поменяла показания и стала утверждать, что забеспокоилась потому, что увидела телефонный провод, ведущий в комнату. Во-вторых, у Мэрилин на двери не было замка. Она боялась запирать двери после того, как её закрыли в психиатрической клинике. В-третьих, Юнис Мюррей, находясь в доме Мэрилин, не могла узнать о её смерти на полтора часа позже, чем Лоуфорд и почти на пять часов позже Джейкобса. Юнис Мюррей явно что-то скрывала.
В следующей статье попробуем разобраться, что кроется за всеми ночными посещениями и ложью.
__________________________________________________________________________________________
Источник: Дональд Спото "Marilyn Monroe" (2008)