НИЧЕГО. Точно так же, как из программы по математике не выкинешь "порядок действий" или "десятичные дроби", как из грамматики не выкинешь "-тся и -ться", "пре- и при-". Скучно? А школьный предмет любить никто и не обязан. Обязаны знать.
Коллеги, готовые отобрать у подростков всё то лучшее, что написано на русском языке! Критериев у вас два: собственный вкус и "непонятность для детей". А списки "выкидышей" у разных авторов - разные.
Но разве это не наша общая задача: ввести детей в курс дела? Так, чтобы стали понятны и любимы властители дум прошлых эпох? Так, чтобы не удивлялись, почему Радищева современники переписывали от руки - и покупали эти рукописные книги баснословно дорого.
Почему плакали над "Бедной Лизой". Почему "Горе от ума" и "Демона" впервые полностью напечатали в ... Лондоне.
Почему "Что делать" - роман, написанный в камере Петропавловской крепости, стал программой жизни целого поколения. Ведь именно подростки восприняли его как пошаговую инструкцию для обретения самостоятельности, самодостаточности.
Трудно? Самим для этого надо знать предмет и любить его? Вот с этим соглашусь - трудно. И конечно, программа нуждается в пересмотре, в возвращении к "хорошо забытому старому" - межпредметным связям.
В советской школе ведь как было? Программы по литературе и по истории были жёстко увязаны. Поговорили на истории об Испании шестнадцатого века - и тут же на литературе отрывки из "Дон Кихота". Даже шестиклассникам становилось ясно, почему в том жесточайшем мире появление такого доброго романа - чудо из чудес. А учитель подтолкнёт к выводу, что жестокость мира просто изменила форму, на кострах теперь не жгут (почти). И человек, несущий в мир добро, увы, "ненормален" и сегодня.
"Прошли" по истории определённый период, скажем, петровские реформы, и тут же по литературе - сатиры Кантемира. "Непроходимый язык"? Но это - их единственный недостаток. А если предварить разбор рассказом о личной встрече Петра с четырнадцатилетним Кантемиром?
Раннее утро. Пётр вышел в Летний сад, и увидел у статуи Венеры мальчика, погружённого в раздумье. Подошёл:
- О чём ты думаешь?
Мальчуган не смутился. Ответил:
- У неё нет рук. Но, думаю, так даже лучше: в ней появилась тайна.
Это был ответ поэта. Недолго осталось ждать рождения русской поэзии.
А рождение русской прозы - "Бедная Лиза". В маленькой повести все основные темы будущей великой литературы: от "маленького человека" до воспитания, соотношения в человеке врождённого и внушенного средой, достоинстве жизни в деревне (там все всех знают - и поступать "не так" - стыдно перед людьми) и разврате столицы, где НЕ СТЫДНО - до тебя просто никому нет дела. Так же, как и тебе до других. Так можно ли не рассмотреть малое зерно, из которого выросло столь великое древо?
Я ведь тоже подчас теряюсь, КАК донести это до людей, прочитавших, в лучшем случае, "Гарри Поттера". В лучшем. А то ведь приходилось объяснять, кто такие Гулливер и Мюнхгаузен. Иной раз схватишься за голову: "С чего же с вами начинать? С "Кота в сапогах?"
Единственный выход, который нашла для себя (и готова принять летающие тапки от коллег) - это не ждать, когда соизволят прочесть, а пересказывать. Из урока в урок пересказываю классиков, делая акценты на тех поднятых ими проблемах, которые и сегодня злободневны.
Но сразу предупреждаю, что два произведения не поддаются пересказу в принципе. Это "Горе от ума" и "Евгений Онегин". Кто русский - тот прочтёт.
Читают. Одолев две книги, многие берутся и за третью.
Реальный случай: готовила к экзамену одиннадцатиклассника. После такой вот моей рекламы прочёл "Онегина" и пришёл в такой восторг, что цитировал куски всем учителям подряд.
- Вы же проходили это в девятом?
- Да что я тогда понимал?! Я только полгода, как что - то в жизни понимать начал!
Может, и в самом деле рановато было? Литература ведь нужна и важна не сама по себе, а как повод поговорить на уроках о том, что действительно важно. О проблемах сегодняшних.
Конечно, и учителю невозможно любить всех авторов одинаково. Вот Толстой - это не моё. Но о нём и нельзя рассуждать в категориях "люблю - не люблю". Вот жизнь мы любим, или как? Она просто - ЕСТЬ. Трудная она и несправедливая, и ругаем мы её куда чаще, чем хвалим. А попробуй - отбери! Защищаем до последнего. Вот и Толстой... просто - ЕСТЬ. Не знать - немыслимо.
И где, кроме классики, ещё остался настоящий русский язык? Если уж и с телевидения изгнан...
Другие статьи по теме:
Изгои школьной программы. Чернышевский. | Наталья Баева | Яндекс Дзен
Изгои школьной программы. Радищев. | Наталья Баева | Яндекс Дзен
Изгои школьной программы. Алексей Толстой. | Наталья Баева | Яндекс Дзен
Изгои школьной программы. Валентин Катаев. | Наталья Баева | Яндекс Дзен