Найти тему
Наталья Баева

Что можно выкинуть из программы по литературе?

НИЧЕГО. Точно так же, как из программы по математике не выкинешь "порядок действий" или "десятичные дроби", как из грамматики не выкинешь "-тся и -ться", "пре- и при-". Скучно? А школьный предмет любить никто и не обязан. Обязаны знать.


Коллеги, готовые отобрать у подростков всё то лучшее, что написано на русском языке! Критериев у вас два: собственный вкус и "непонятность для детей". А списки "выкидышей" у разных авторов - разные.

Но разве это не наша общая задача: ввести детей в курс дела? Так, чтобы стали понятны и любимы властители дум прошлых эпох? Так, чтобы не удивлялись, почему Радищева современники переписывали от руки - и покупали эти рукописные книги баснословно дорого.

Почему плакали над "Бедной Лизой". Почему "Горе от ума" и "Демона" впервые полностью напечатали в ... Лондоне.

Почему "Что делать" - роман, написанный в камере Петропавловской крепости, стал программой жизни целого поколения. Ведь именно подростки восприняли его как пошаговую инструкцию для обретения самостоятельности, самодостаточности.

Трудно? Самим для этого надо знать предмет и любить его? Вот с этим соглашусь - трудно. И конечно, программа нуждается в пересмотре, в возвращении к "хорошо забытому старому" - межпредметным связям.

В советской школе ведь как было? Программы по литературе и по истории были жёстко увязаны. Поговорили на истории об Испании шестнадцатого века - и тут же на литературе отрывки из "Дон Кихота". Даже шестиклассникам становилось ясно, почему в том жесточайшем мире появление такого доброго романа - чудо из чудес. А учитель подтолкнёт к выводу, что жестокость мира просто изменила форму, на кострах теперь не жгут (почти). И человек, несущий в мир добро, увы, "ненормален" и сегодня.

"Прошли" по истории определённый период, скажем, петровские реформы, и тут же по литературе - сатиры Кантемира. "Непроходимый язык"? Но это - их единственный недостаток. А если предварить разбор рассказом о личной встрече Петра с четырнадцатилетним Кантемиром?

Раннее утро. Пётр вышел в Летний сад, и увидел у статуи Венеры мальчика, погружённого в раздумье. Подошёл:
- О чём ты думаешь?
Мальчуган не смутился. Ответил:
- У неё нет рук. Но, думаю, так даже лучше: в ней появилась тайна.

-2

Это был ответ поэта. Недолго осталось ждать рождения русской поэзии.

А рождение русской прозы - "Бедная Лиза". В маленькой повести все основные темы будущей великой литературы: от "маленького человека" до воспитания, соотношения в человеке врождённого и внушенного средой, достоинстве жизни в деревне (там все всех знают - и поступать "не так" - стыдно перед людьми) и разврате столицы, где НЕ СТЫДНО - до тебя просто никому нет дела. Так же, как и тебе до других. Так можно ли не рассмотреть малое зерно, из которого выросло столь великое древо?

-3

Я ведь тоже подчас теряюсь, КАК донести это до людей, прочитавших, в лучшем случае, "Гарри Поттера". В лучшем. А то ведь приходилось объяснять, кто такие Гулливер и Мюнхгаузен. Иной раз схватишься за голову: "С чего же с вами начинать? С "Кота в сапогах?"

-4

Единственный выход, который нашла для себя (и готова принять летающие тапки от коллег) - это не ждать, когда соизволят прочесть, а пересказывать. Из урока в урок пересказываю классиков, делая акценты на тех поднятых ими проблемах, которые и сегодня злободневны.

Но сразу предупреждаю, что два произведения не поддаются пересказу в принципе. Это "Горе от ума" и "Евгений Онегин". Кто русский - тот прочтёт.
Читают. Одолев две книги, многие берутся и за третью.

Реальный случай: готовила к экзамену одиннадцатиклассника. После такой вот моей рекламы прочёл "Онегина" и пришёл в такой восторг, что цитировал куски всем учителям подряд.

- Вы же проходили это в девятом?

- Да что я тогда понимал?! Я только полгода, как что - то в жизни понимать начал!

Может, и в самом деле рановато было? Литература ведь нужна и важна не сама по себе, а как повод поговорить на уроках о том, что действительно важно. О проблемах сегодняшних.

Конечно, и учителю невозможно любить всех авторов одинаково. Вот Толстой - это не моё. Но о нём и нельзя рассуждать в категориях "люблю - не люблю". Вот жизнь мы любим, или как? Она просто - ЕСТЬ. Трудная она и несправедливая, и ругаем мы её куда чаще, чем хвалим. А попробуй - отбери! Защищаем до последнего. Вот и Толстой... просто - ЕСТЬ. Не знать - немыслимо.

-5

И где, кроме классики, ещё остался настоящий русский язык? Если уж и с телевидения изгнан...

-6

Другие статьи по теме:

Изгои школьной программы. Чернышевский. | Наталья Баева | Яндекс Дзен

Изгои школьной программы. Радищев. | Наталья Баева | Яндекс Дзен

Изгои школьной программы. Алексей Толстой. | Наталья Баева | Яндекс Дзен

Изгои школьной программы. Валентин Катаев. | Наталья Баева | Яндекс Дзен