Роман Михаила Афанасиевича Булгакова "Мастер и Маргарита" - это, пожалуй, единственное произведение из мировой литературы, которое вызывает у прочитавших его либо страстную любовь, либо страстную ненависть. Третьего не дано. Я из первой категории читателей. Перед одиннадцатым классом как прочитала этот роман, так и по сей день "Мастер и Маргарита" остаются моим самым любимым произведением.
Перечитывала его раз пятнадцать в различных вариантах: полностью или только московские главы. На карантине вновь перечитала роман. И каждый раз нахожу для себя что-то новое.
Всем известна дурная слава этого романа: попытки перенести его героев на экраны часто заканчивалась какой-либо трагедией. Но я не об этом.
Когда читаешь какое-либо произведение, волей-неволей представляешь себе, как бы мог выглядеть тот или иной персонаж в жизни. И когда в 2005 году вышел сериал, созданный отличным режиссёром Владимиром Бортко, я была рада. Наконец-то, можно увидеть бессмертное произведение на экране телевизора.
Я с воодушевлением начала смотреть этот фильм.
И начало мне понравилось, но только до того самого момента, пока в кадре не появился Олег Басилашвили в роли Воланда. Я нисколько не умаляю достоинства данного актёра: он, действительно, гениальный актёр. Но не Воланд.
Что мы читаем о Воланде у самого М.А. Булгакова в момент его появления на Патриарших:
"По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой".
И вот что мы видим на экране.
Ладно не совпадает возраст (он у всех актёров сериала не тот, что в романе). Не совпадает ни фактура, ни сам тип поведения Воланда в романе и сериале. Конечно, всё это очень субъективно. Возможно, В. Бортко именно таким и видел Воланда. Да и найти актёра, подходящего на эту роль, задача тоже не из лёгких.
Тем не менее, Воланд, по мнению некоторых литературоведов, - это главный герой, который является своеобразным камертоном всего романа. (О проблеме, кто же является главным героем в романе, написано немало научных работ).
Но вернёмся к образу Воланда в романе и на экране.
Когда я увидела образ, созданный О. Басилашвили, сказать, что я потеряла интерес к сериалу, это ничего не сказать. У меня сразу же возникла мысль: если бы именно так был представлен у М.А. Булгакова образ Воланда, я вряд ли бы стала читать, а тем более перечитывать роман.
Воланд в романе как бы парит над суетой бренного мира. А в фильме - это уставший от жизни человек.
Да, в романе тоже мелькает мысль, что Воланд живёт давно, ему всё известно наперёд, его ничем особо не удивишь, но при этом он принимает на себя роль, отведённую ему мирозданием. И несёт он эту ношу с достоинством. А вот в сериале я этого не увидела.
К слову сказать, меня более или менее устраивают в сериале все остальные актёры (А. Абдулов отлично воплотил образ Коровьева-Фагота, я даже согласна с А. Ковальчук в роли Маргариты и А. Галибиным как Мастером, органично смотрится несмотря на возраст К. Лавров в качестве Понтия Пилата).
А какие образы романа и сериала у вас вызывают положительные или негативные эмоции?