В последних числах мая во Львове состоялся ретро-фестиваль старинных машин Leopolis Grand Prix. Место выбрано не случайно. Именно здесь почти 100 лет назад проходили соревнования, входившие в международные календарь самой престижной на тот момент автоспортивной организации – Международной ассоциации признанных автомобильных клубов (AIACR).
В те времена украинский город входил в состав Польши. Поэтому местный профильные организации (Małopolski Klub Automobilowy и Automobilklub Polski) занимались проведением гонок.
История Гран-при Львова началась 8 сентября 1925 года. Тогда был проведён популярный для начала XX века формат автопробега между населёнными пунктами Стрый и Бильче Волица (современная Великая Воля). Его выиграл местный спортсмен Хенрик Лифельдт на «Австро Даймлере». Через год он повторил свой успех, но уже на 80-километровой дистанции до Львова, что вдвое превышало протяжённость прошлой гонки.
На следующий год формат соревнований решили кардинально изменить. Вместо пробега по живописным местам Западной Украины гонку перенесли прямо на центральные улицы Львова. Если смотреть на современную географию города, то она проходила по улицам Дмитра Витовского, Ивана Франко, Стрыйской и Героев Майдана. Сейчас посреди получившейся фигуры расположен Парк Культуры. Благодаря форме, трассу неофициально называли «Львовским треугольником».
В те времена длина дистанции превышала 3 км. Даже по современным картам понятно, что пилотов ждали бесконечные маленькие повороты, которые усложнялись солидным перепадом высот (55 метров), узостью дороги, далёким от идеального покрытием, столбами, деревьями и трамвайными путями. При этом на разгоне (например, на участке улицы Дмитра Витовского) скорость могла достигать 160 км/ч! Для безопасности организаторы установили множество мешков с песком, дежурных постов и телефонов.
Как и самая первая гонка, первый официальный Гран-при Львова прошёл 8 сентября в 1930 году. В Польшу приехали далеко не самые именитые пилоты. Помешала Монца, состоявшаяся накануне. Тестовые заезды проводились на заре, с 4 до 6 утра (традиция сохранилась до последней львовской гонки).
Дождь не отпугнул болельщиков, которых собралось по разным оценкам 20-50 тыс. В те времена это составляло 1/15 – 1/6 населения города. Большая часть зевак стояла у ограждений вдоль трассы, вход в такие сектора стоил два злотых. Однако несколько тысяч человек попали на трибуны, места на которых оценивались в 3-15 злотых. Причём для привлечения зрителей разыгрывали 10 велосипедов. Гонку, как это часто бывает, провели в нескольких разрядах. Наиболее престижными стали соревнования Гран-при, куда заявились всего пять гонщиков. И вновь победу одержал Хенрик Лифельдт на «Австро Даймлере» модели ADR 6 Sport, подтвердив статус сильнейшего польского пилота.
Следующий Гран-при Львова, состоявшийся в июне 1931 года, выпал в богатый на гонки день. Одновременно прошли соревнования в Риме, Женеве и Нюрбурге. Однако семь пилотов всё-таки приехали в Польшу. Среди них оказался неплохой немецкий гонщик Ханс-Йоахим Штук, который взял и поул, и сам Гран-при.
В 1932 году во Львов пришли солидные деньги. Титульным спонсором соревнований стала компания «Ситроен», вложившая порядка 15 тыс. злотых. В Польшу изначально собирались приехать 30 пилотов, но заявились только 19. Из них накануне отказались ещё 11 по самым разным причинам: от перехода в другой класс до смерти гонщика.
Борьба развернулась между Штуком и будущим трёхкратным чемпионом Европы Рудольфом Караччиолой. Однако в середине гонки у действующего чемпиона отказал радиатор, и Караччиола непринуждённо финишировал первым с отрывом в шесть полных кругов от преследователей.
После окончания Гран-при Рудольф политкорректно назвал его «тяжелейшим», похвалив трассу и сравнив её с Монако. За победу он получил 5 тыс. злотых.
Последний Гран-при Львова прошёл в 1933 году. Звёзд вновь перехватили более престижные соревнования. Из именитых спортсменов можно выделить разве что Пьера Вейрона, выступавшего на Bugatti T51A. Именно в честь этого француза в наше время называется один из быстрейших суперкаров – «Бугатти Вейрон». Также на этап заявились девушки: Аннетт Роз-Итье и Виктория Орсини.
Половина гонки прошла под ливнем. В таких тяжёлых условиях лишь два пилота сумели финишировать. Еуген Бйорнстад на «Альфа Ромео» выступил успешнее, однако в конце жизни он признался, что мухлевал. Скандинав установил себе лишний бензобак и благодаря этому ни разу не посетил пит-стоп.
Поляки ещё дважды пытались провести гонку. Оба раза не хватило средств. Советская власть скрывала историю львовских гонок. Поэтому лишь во времена независимой Украине к этой теме удалось вернуться. С 2011 года здесь проходит ретро-фестиваль старинных машин.