«Есть удивительное напряженное состояние, когда человек сильнее, умнее, красивее самого себя. Мысль воспринимает тогда все в необычных очертаниях, возникают поразительные сочетания, обостренные чувства во всем улавливают новизну, и крылатая душа видит себя в мире расширенном и углубленном. Такие состояния бывают у каждого. Но одних они посещают, быть может, только раз в жизни, над другими простирают прерывное влияние, и есть избранники, которым дано в каждую полночь видеть привидения и с каждым рассветом слышать биение новых жизней.
К числу таких немногих избранников принадлежал величайший из поэтов-символистов Эдгар По. Это была «планета без орбиты», как его назвали враги, думая унизить, но напротив, возвеличили таким названием, сразу указывающим, что это душа исключительная, следующая в мире своими необычными путями и горящая не бледным сиянием полуспящих звезд, а ярким, особым блеском кометы. Язык, замыслы, художественная манера – все отмечено в Эдгаре По яркою печатью новизны. Никто из английских или американских поэтов не знал до него, что можно сделать с английским стихом, прихотливым сопоставлением известных звуковых сочетаний. Колумб новых областей в человеческой душе, он первый сознательно занялся мыслью ввести уродство в область красоты и, с лукавством мудрого мага, создал поэзию ужаса…»
Обширная цитата из статьи Константина Бальмонта дает полное представление о том ошеломляющем впечатлении, которое произвел на современников Эдгар Аллан По (1809-49) – поэт, прозаик, эссеист, литературный критик и редактор, предвосхитивший почти все эксперименты и открытия в мировой литературе конца XIX – начала XX вв. «Безумный Эдгар» сделал первые провидческие шаги в направлении тех жанров, которые лишь через полвека прочно завладеют читательским вниманием: фантастика, детектив, триллер, всевозможные словесные перформансы. И эти шаги до сих пор остались образцами вкуса, свежести, остроты впечатлений. С прекрасным вкусом и уважением к гениальному автору выпущен новый сборник его стихотворений, навсегда вошедших в сонм мировой классики, в сопровождении графических иллюстраций Уильма Хита Робинсона к лондонскому изданию 1900 года. Комментарии же – новые, с богатым спектром фактических данных и тонких литературоведческих изысканий.
Эдгар Аллан По Стихотворения: Сборник./Комментарии Ю.Ковалёва; Биографический очерк К.Бальмонта. – Москва: «Октопус», 2018. – 240 с., ил.
Материалы по теме:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.