Найти тему
Максим Бутин

4647. ИСКУССТВО…

1. Не секрет, что произведение искусства, наподобие философии или науки, представляет собой синтез Я и не-Я. Важно лишь выявить своеобразие данного синтеза в сравнении с той же философией и той же наукой.

2. Наука даёт синтез Я и не-Я в предельно объективистском виде, когда от Я сознательно стараются избавиться и представить синтез как почти чистый объект, чистое не-Я. При этом форма представления теоретична, то есть не предполагает чувственных аналогов не-Я в форме представления этого не-Я в науке.

3. Философия даёт гармонию Я и не-Я, в равной мере уделяя внимание каждому из элементов и их синтезу. При этом форма выражения по большей части теоретическая, такая же как в науке, хотя художественные средства могут активно применяться, но используются они не как самоцель, что имеет место в искусстве, а как средство выражения смысла, идеи.

4. Искусство есть такое отношение Я и не-Я, в котором внимание художника может плавать от почти полного выражения не-Я при почти полном забвении Я к почти полному выражению Я при почти полном забвении не-Я. Главное — чтобы это отношение было и выражалось, в отличие от философии или науки, в чувственной, а не теоретической, форме. Именно поэтому одни и те же образные средства языка совершенно по-разному используются в философии и в художественной литературе. В философии образ — средство выражения смысла. В художественной литературе образ — самоцель, которой достиг смысл в своём выражении. В философии образ или метафора раскрывают смысл, в художественной литературе образ или метафора прикрывают смысл. В философии смысл предстаёт как чистое откровение, в художественной литературе откровением является чувственно представленный текст, до смысла которого можно так и не добраться, ибо текст может быть намеренно запутан.

5. Так или иначе, но искусство есть синтез Я и не-Я. Что такое не-Я в этом синтезе? Это мир объектов. Всё, что окружает художника и он сам. Включая их в произведение искусства и добиваясь «похожести» произведения искусства на эти объекты, художник тем самым проходит первую стадию синтеза.

6. А как присутствует в синтезе Я?

Прежде всего следует спросить: что такое Я? Из чего Я состоит? Рефлексия Я над Я приводит как и фантазмы, галлюцинации и привидения И. Канта, к тому, что оно состоит ровно из тех же вещей, что и не-Я. Различия только в уникальном сочетании деталей и их индивидуальной подгонке. Можно подумать, что Я в отличие от не-Я сознаёт себя, тогда как не-Я лишено сознания. Но закавыка в том, что само Я способно осознавать не-Я, подтверждая тем самым, что не-Я вполне может обладать сознанием, пусть это сознание и внешнее, исходящее от Я. Однако и само различие Я и не-Я до известной степени условно. Деление это производилось с определённой целью анализа деталей в некой первоначальной цельности, которая сама себя осознаёт и сама по себе развивается. Так что принадлежность сознания только одной стороне, Я, — сомнительна, ибо сознание, которым так порой виртуозно владеет Я, хотя подчас так постыдно его же и теряет, предназначено для всего целого, а не исключительно для самосознания Я. В этом смысле сознание — такое же неотъемлемое качество не-Я, как и качество Я, и Я обязано осознавать не-Я.

7. Тогда что же специфицирует Я в отличие от не-Я, если выступающее вперёд сознание и стоящий позади него в качестве солидной опорной стены ум не являются специфицирующими признаками Я?
Этим специфицирующим признаком является воля.

Именно воля, как исполняемое желание, преодолевающее ежели надо внешние этому желанию препятствия, и оказывается тем, что создаёт уникальное сочетание Я и не-Я в произведении искусства, так что произведение искусства получает свой авторский стиль, его узнают и ему всегда неумело подражают. Художник своим произволением выбирает что изображать, как изображать и какую авторскую оценку дать изображённому.

В этом художественном деле, несомненно, участвуют и ум, и сознание, и ремесленное мастерство (рукомесло), но решающим фактором в формировании стиля художника оказывается воля. Потому так много разных художников, что воли у всех разные. И потому так много одинаково мелких и стереотипно повторительных художественных ненужностей, что воли их авторам не хватило и она была так мелка и пошла в их стремлениях, что ничем не отличалась от сотен и тысяч таких же ненужных проявлений слабоволия.

2020.07.06.

Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/ti-bin/4647-искусство/163488868552563/