Еще до близкого знакомства с книгой Джеффри Лайкера "Дао Тойота" мне приходилось слышать от том, что производственная система Toyota Production System, наряду с "Теорией ограничения систем" Голдрата, является чуть ли не лучшим образцом человеческой мысли в области менеджмента на текущий момент времени.
Одним из главных отличительных качеств, выделяющих эту методику на фоне остальных, явилась её универсальность и эффективность вне зависимости от отраслевой специфики и, так называемых, "национальных особенностей страны", где ее пытаются внедрить. Этот факт доказывают и наличие десятков филиалов Тойоты по всему миру, где работает в основном местный доморощенный персонал, выдающий качество продукции не уступающее "оригинально-японскому", и большое количество консалтинговых агентств, внедряющих принципы, описанные в "Дао Тойота" в разных уголках света и не только в машиностроительной отрасли.
Для России и отечественных компаний, отставших в этом компоненте от передовых зарубежных веяний на пару-тройку десятилетий, данный вопрос стоит особо остро, и в условиях глобальной экономики и рыночной конкуренции связан с перспективами выживаемости. Протекционизм и импортозамещение без освоения принципов бережливого производства, фактически на государственном уровне, даст кратковременный эффект, но в долгосрочной перспективе только усугубит и без того удручающее положение дел. Оптимизма в этой ситуации добавляет, как ни странно это бы звучало, отечественная управленческо-менеджерская традиция. Еще в конце 40-ых - начале 50-х годов 20-го века в СССР была выстроена система вовлечения в производственный процесс и его улучшения всех сотрудников - от "красных" директоров, до токаря, стоящего за станком. В том числе и этот подход, в совокупности с грамотным планированием, которое не противоречит принципам кайдзен, и помогло нашей стране в рекордно короткие сроки, и с превосходящим все ожидания результатом преодолеть последствия Великой Отечественной Войны и заново отстроить народное хозяйство. Не эти ли идеи перенял, дополнил и усовершенствовал Тайити Оно, потреся в последствии мир революцией философии бережливого производства, и превратив свою компанию в одного из самых успешных и эффективных производителей автомобилей в мире? Однако, дух "дикого капитализма", вскруживший голову предпринимателям и производственникам в "лихие 90-е", требовал сиюминутной выгоды - что напрямую противоречило вышеописанным принципам и принципам TPS - в основе которых лежит, главным образом, не достижение частной конкретной цели, какой бы масштабной, грандиозной и прогрессивной она не была, а выстраивание непрерывного процесса, побуждающего людей обучаться и совершенствоваться - делающего благоприятные изменения для предприятия и трудового коллектива делом естественным, а не натужно-вымученным. Философия бережливого производства подразумевает работу вдолгую - каждое тактическое решение должно приниматься исключительно в русле генеральной стратегии.
Еще одним важным компонентом кайдзен стало непрерывное совершенствование процессов и технологий, достигаемое практическим экспериментированием. Не нужно бояться экспериментов, не ошибается тот, кто ничего не делает - тот кто делает одно и то же много раз разными способами, рано или поздно найдет самый эффективный способ, самый быстрый, самый экономически выгодный, без затрачивания лишних ресурсов и времени на производство. И здесь мы тоже не хуже других! Известный факт - в годы второй мировой войны нацисты отметили, что советские военнопленные, отправленные на принудительный труд, одну и туже работу всегда делали разными неповторяющимися способами, часто ошибаясь, но находя в итоге самый простой и наименее трудозатратный метод, а ведь сохранение сил в той ситуации означало сохранение жизни. Немцы назвали этот феномен - "Русский способ производства", объяснив его, в том числе, исторической предрасположенностью русских к различным технологическим экспериментам - 8 месяцев зимы в году, короткий световой день и бесконечные ресурсы способствовали, по их мнению, выработке, практически на генетическом уровне, влечения к изобретательству и экспериментализму, чего, например, европейцы, обделенные судьбой природными излишествами, позволить себе не могли. Так что и в этом важном аспекте бережливого производства у нас запал явно есть!
Применение принципов Toyota Production System имеет отложенный, долговременный, но гарантировано положительный эффект. При неуклонном соблюдении всех условий и правил, разумеется. В общем успехе важен вклад каждого работника. Опыт, приобретенный годами, необходимо сохранять, развивать - передавая фактически по наследству. Как говорят "сенсеи" в самом концерне Тойота: "Важнее делать хороших людей, нежели хорошие автомобили". Воспитание и взращивание идеальных работников через уважение к людям и пробуждение в них часто дремлющих положительных качеств - еще один базовый принцип философии TPS. В свете этого, поговорим о патриотизме! Да, именно о патриотизме! Философия бережливого производства способна пробуждать в сотрудниках благородные патриотические порывы - патриот своей страны, города, предприятия, цеха, трудового коллектива и т.д. И это гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд. На прошлом месте работы мне посчастливилось стать свидетелем ситуации, в точности описанной в принципах научного менеджмента. В выходные дни наш дружный мужской коллектив собирался на футбольном поле, делился на две команды, и каждый из нас играл в футбол с таким рвением, азартом и самоотдачей, часто перерастающей в самопожертвование, от чего казалось, будто на кону стоит если не его жизнь, то здоровье или финансовое благополучие уж точно - каждый был тогда патриотом своей команды! К сожалению, при выполнении своих должностных обязанностей, ни у кого из вчерашних "спортсменов" подобной активности не наблюдалось - патриотизм по отношению к фирме или трудовому коллективу не проявлялся - правильное внедрение и соблюдение принципов бережливого производства способно пробудить его и поддерживать, повышая тем самым производительность и качество труда в разы!
Подписывайтесь на канал! Жмахайте палец вверх!
Читайте так же на канале:
Модель ракетного крейсера "Москва" 1/350.
Культ-карго. О дикарях и не только.
Оставляйте свои комментарии.