Найти тему
Кривое зеркало

Подвиг рыцаря: Бретань

Примерно весной 1346 г. англичане из гарнизона Ла-Рош-Дерьена, подкупив двух оруженосцев в Ланьоне, проникли в этот город, занявшись грабежами и убийствами. Однако, один рыцарь, Жоффруа де Пон-Блан, до этого времени мирно почивавший в постели, был разбужен известием, что город предали и враги уже внутри. Он поднялся и вскричал «К оружию!», не забыв при этом сам вооружиться – в одну руку он взял копье, в другую меч, но вот в броню успел облачиться лишь частично, после чего вышел из своего дома. Оказавшись на улице и повстречав англичан, первого и второго рыцарь убил копьем. О третьего противника он свое копье сломал. Взявшись тогда за меч, он стал наносить удары направо и налево. Доблестью и силой рук Жоффруа заставил англичан попятиться до конца улицы. Но когда он, по-прежнему сражавшийся в одиночку, вышел тем самым с улицы на открытое пространство, англичане смогли окружить его со всех сторон. 

 

Благородный рыцарь, видя это, прислонился спиной к стене дома и обратился лицом к врагам, защищаясь столь умело, что никто не мог приблизиться к нему, не получив смертельный удар мечом. Англичане, видя, что не могут одолеть единственного бретонца, позвали лучника. Тот выпустил в него стрелу, серьезно ранив рыцаря в колено и тем самым обездвижив его. Тогда англичане вновь набросились на него, нанесли ему множество ран и наконец убили. Но нанесенный им урон и унижение для победителей были, похоже, столь нестерпимы, что эти «храбрецы» в бессильной злобе издевались над трупом рыцаря, выбив ему зубы ударами камней, и ослепили его оруженосца, которого схватили. Однако, как говорили, даже Ричард Тоутшем, комендант Ла-Рош-Дерьена и командир напавших на Ланьон, очень сожалел о смерти Жоффруа. (Правда, скорее по прозаическим причинам: тем самым он лишился выкупа за пленного рыцаря.) 

 

Героический поступок рыцаря, «павшего благородной смертью и убитого при защите своей страны», не спас город, но на современников произвел неизгладимое впечатление. Официальные хронисты династии Валуа (автор «Больших французских хроник» и продолжатель Ришара Леско) оставили подробные описания его боя, а герцог Шарль даровал сыну Жоффруа, Пьеру, ежегодную ренту в 200 ливров, «принимая во внимание» именно подвиг его отца. Гранитный крест с датой «1346», стоящий в начале улицы Треге в городе Ланьоне, согласно традиции, обозначал место, где погиб Жоффруа де Пон-Блан и носил его имя.