«クラシカロイド», «クラシカロイド (2017)»
Жанр: #комедия, #искусство
Выходил: октябрь 2016 – апрель 2017, октябрь 2017 – март 2018
Английское название: «Classicaloid [2017]»
Русское название: «Классикалоиды [2]». Наверное. Как-то я не нашла русский перевод.
25+25 эпизодов, 1 BD-special к первому сезону
Оценка: 7, 4 из 10
Рука бойцов разить устала
Краткое описание
Живёшь ты это живёшь в своём особнячке, вспоминаешь о бабушке, глядючи на небольшой орган, стоящий в главном зале. Папашка незнамо где, да ещё долгов наделал таких, что особнячок вот-вот с молотка пойдёт. Одноклассник-болван с завиральными идеями о том, как он станет поп-звездой нагло захламил комнату, в которую ты его по доброте душевной иногда пускаешь … И вдруг на пороге образуются два персонажа без всякого понимания о здравом смысле и нормах общежития, называющие себя друзьями отца, представляющиеся под именами известных композиторов и умеющих творить странную и масштабную магию. Действительно связанную с музыкой. И это только предвестники чуть ли не галактических масштабов бури!
История просмотра
История просмотра этого очень своеобразного сериала совершенно ясна. Классическую музыку я очень люблю, Ното Мамико-сама настолько обожаю, что можно сказать, что я её «группи» и таскаюсь за ней из сериала в сериал. Плюс Енот-сан напоминал – вот есть такой, она там жжёт прометиумом и говорит аж в трёх тембрах (собственно двухтембровый голос моё внимание к ней изначально и привлёк). Правда сериал бредовый и не очень. Сериал и правда бредовый. Но настолько «очень», что поделить рассказ на стандартные разделы мне сложно – и ругаться и восторгаться хочется по всем поводам. Но попробую всё же как-то структурировать.
Что тут смотреть
Итак, с точки зрения технологического исполнения. Визуальный ряд – абсолютно штатное анимэ, где-то так сёнен, ну, может сейнен. Явно не девочковый стиль картинки, но очень так обычный. Хорошие лица, условно-нормальные фигуры, плюс-минус проработанные фоны. То есть буквально – хорошая такая, качественная и очень средняя работа. То, что называется «твёрдая четвёрка» в школьной пятибалльной системе. Глаз однозначно радует, но зацепиться не за что. За какие-то элементы хочется немножко скинуть балл, ну тот же Моцарт сразу же выглядит идиотски-гипертрофированно… но ладно, бывает в анимэ гипертрофия, спишем на особенность жанра и простим.
А вот и нет. Гипертрофия-то не просто так. Она – задуманная. У нас в самом корне сериала, в его основе лежит преувеличение чего угодно, доведение до абсурда. То есть вот тебе всё нормально-обыденно и вдруг – бац! воот такое вообще невменяемое. И при этом начинаешь вглядываться – а тут всё очень не просто. Пожалуй, один из несомненных плюсов сериала – это талант художников как дизайнеров. Совершенно уместные появления граффити – и каких, не побоюсь этого слова, смачных! Переходы в манга-стиль, и, опять же, какой дизайн, какая раскадровка! Как изящно меняются эндинки в каждой серии: какие-то элементы выступают на первый план, какие-то отступают и становятся неярким фоном, какие-то добавляются…
Художники безусловно талантливы и если присмотреться – зажигают по полной. Кстати, с этим связана ещё и небольшая игра. На протяжении сюжета у нас появляются новые и новые персонажи. А теперь вопрос: а кто это? Причём игра шире, чем «узнай композитора-классика, послужившего прототипом», естественно – с учётом стереотипов, что мы о ком думаем. В остальных героях – тоже масса стереотипов. Девушка в магазине – ой, да это ж гангуро, я узнала!
Вообще, игра на стереотипах идёт постоянно, и на визуальном, и на сюжетном уровне. И игра очень мощная. Но к этому я вернусь чуть позже. А пока поговорим об аудиальной составляющей.
Что тут услышать
А вот с ней – одна из сразу понятных проблем. Как бы всё нам намекает – много композиторов-классиков в нашем мире, следовательно, много музыки. Это верно. Это всё так. Более того, совершенно понятно, что исполнители классику-прообраз знают. И сами они – не безрукие пианисты, которые в клавишу «до» попасть не могут. То есть и технологически – инструментом владеют. Но результат печальный. При всей техничности и продуманности музыка здесь настолько полная лабуда, что я два круга по дому сделала, пока придумывала не матерное слово для описания. Впечатление совершенно ужасное. И задумка видна, и тщание, в общем – размах не на рубль, а даже на шестнадцать. И удар-то… ладно, скажем честно – на копейку. А теперь представьте: вот этим «размах на рубль удар на копейку» сериал просто бьёт нас. Сто размахов, сто ударов! Постоянно, минимум два раза в серию! Ведь кроме сюжетных включений магии «музик!» - у нас ещё по эндингу на серию в первом сезоне.
Это круто – по эндингу на серию. Это редкость, это люди старались. Но, ёлки, таких эндингов? Честное слово, что режиссёры, что музыканты – пошли бы ли вы, придумали бы себе какое-то более продуктивное занятие, а? У вас не получилось. Стабильно «не получилось».
Зато – Ното Мамико-сама. И Мао-сан. Вот у них «получилось» такое, что прямо от восторга прыгаешь! Честно говоря, тут надо сделать ремарку: когда я чего-то заявляю про двухтембровый голос Ното-сама – я говорю о том, что она как-то так умеет говорить, что основной текст идёт в одном тембре, но при этом временами слышен резонанс на тембр ниже. Если хотите, это можно объяснить на примере пианино: большинство людей говорит как если бы играет одной рукой. На разных нотах, у кого-то их вообще одна, у кого-то – две октавы. Но я знаю только одно существо, по имени Ното Мамико-сама, которое говорит-играет двумя руками.
Однако, это было лирическое отступление. Ното-сама в этом сериале действительно говорит аж тремя голосами. Все – её, и все разные. Мао-сан – одним, но тоже… богато, к месту, прочувствованно… В той же терминологии - «получилось» так, что никто даже не ждал!
И снова унылое нытьё: ну так что ж вы, нехорошие люди, так мало нам дали Ното-сама и Мао-сан?! И чем дальше – тем меньше? Своих собственных достоинств не видите?
Короче: слушать это можно и с восторгом за Лист и Бадаржевскую и пытаться перенести всё возрастающие периоды ужаса между их появлениями. А это – дюжина минут даже по общему счёту. В общем – чудовищное «не получилось».
Что тут подумать, а что почувствовать
Отличный переход на вопросы сюжета? Ну вот честно – я про Бадаржевскую не помню, хотя в классике кое-что знаю. Её музыку, кстати, оказывается, помню, а её как композитора – нет. Очень интересно, и познавательно, и вообще переворачивает сознание. Бада-тян, не обижайся. Я просто не знала, я прониклась, я с тобой, ты прекрасна!
В общем-то – уже неплохая рекомендация для сериала. И познакомили, и вдохновили. Здесь даже стоит немножко кое-кого попинать. Очень напрашивается сравнение с «Бродячими псами». И там, и там у нас герои, названные по именам деятелей искусства. И там, и там явно, что это не «с потолка», кое-какая связь есть, кое-что про эту историческую личность автору известно. Но разница – просто драматическая. Можно чудовищно долго спорить о восприятии, трактовке того или иного персонажа, но насколько «Косточки» не давали себе труда узнать о прототипах, настолько здесь видно, что работа произведена огромная. И рассказано – просто море. Положим, я и личность Моцарта, и его музыку воспринимаю весьма иначе, я вижу и выделяю в ней совершенно иное. Но я вижу и аргументацию. «Вы» нарисовали не лёгкого мальчика с косичкой по принципу «у Моцарта на картинках парик с косичкой», а реально слушали, изучали историю жизни. Не в твитторке три фразы, и не в голове четверть-мысли. Из чего, кстати, следует маленькое предупреждение: текста много и он весьма непростой. И просто по содержанию, и по хитрым шуткам, сложно переводимым и опирающимся на какие-то специфические моменты из теории музыки, географии и вообще откуда угодно.
Это здорово. Это познавательно. Но и да – можно спорить и спорить хочется. И недостаток сериала не только в том, что «я просто вижу этого персонажа не так». Хотя это тоже важно, если оно набирает какую-то критическую массу, то становится, как говорится, за державу обидно. Ну Шуберт же обалденный, что ж вы его таким болваном изображаете и так над ним издеваетесь? Проблема и в другом. И она – из главных.
Оба сериала – это какой-то лютый дурдом. Взгляд с неожиданной стороны, стёб над стереотипом, и тому подобное. Сюр, дурдом, эклектика, ирония и вообще Вархаммер 40к. Но есть нюанс. Рука бойцов рубить устала, и дурдом из смешного превращается в злобный. Это особенно видно на переходе от сезона к сезону. В первом сезоне Бах выглядел как вроде бы чудовищная бяка, но при этом хотелось и безумно ржать, какой же это архетипичный архизлодей (и, блин, я не могу придумать тавтологию чтобы продемонстрировать весь накал, тут надо ещё одно «Архи» как минимум!). И совершенно ясно, что «он что-то замышляет» и это «что-то» - совершенно не то, о чём мы подумали. Так что сразу есть подозрение, что не бяка.
Это важно – мы догадываемся, прямо чувствуем – всё не так. Но догадываемся не в полной мере. Ощущение предсказуемости – где оно? И вот тут беда тотальная: чем дальше, тем больше непредсказуемость смещается в, так сказать, тактическую сторону. А вот какую ещё безумную деталь нам придумают…
Нет, это надо выделить отдельным абзацем, хотя частично уже было сказано: чего нам придумывают – это буквально рукоплескать стоя. Полёт фантазии просто чудовищный. И ум, и эрудиция – потрясающие. В одной только вестерн-серии совершенно великолепен момент с тем, как пуля попадает в табличку со словом «HELLO» и, естественно, превращает его в «HELL». Тут и знание английского языка с игрой слов, тут и знание штампов вестернов. И такого – много. На всех буквально уровнях. И я буквально склоняюсь в глубочайшем поклоне – эти люди знают о чём говорят! И эти люди очень нестандартно могут взглянуть на вещи.
И в другую сторону отскочить: с персонажами тоже неплохо. И Канаэ регулярно сочувствуешь. И Бада-тян всё-таки очаровывает, и Лист вообще великолепно живёт своей жизнью, регулярно троллит всю безумную компанию скопом и по отдельности – и, что важно, не забывает спотыкаться на своих собственных слабостях. То есть нельзя сказать, что нам нарисовали эдакий сферический идеал в вакууме.
Но возвращаемся «номер раз». Непредсказуемость уходит в детали. Не потому, что мы поняли сюжет – вот, с течением его развития мы получили детальки и почти сложили паззл. Нет, паззл стремительно теряет количество элементов и превращается в загадку «какую краску автор припрятал, чтобы намалевать очередную закорючку»? Закорючки-то прикольные и с выдумкой. А вот паззл – всё более и более принципиально прост. Мы имеем дело не с частично сложенной картиной из тысячи кусочков – и чем дальше её складываем, тем легче найти место для кусочка. Мы имеем серию картин, в каждой из которых кусочков всё меньше. Зато «что нарисовано» на этом кусочке – всё неожиданней и прихотливее.
В прихотливости, впрочем, тоже есть здоровенная беда. Чем дальше, тем больше, особенно во втором сезоне «история не бьётся». Теряется внутренняя логика, всё, что было сказано раньше – забывается ради интересного взмаха кистью. Потом, правда, какой-то костыль достраивается. Так, по желанию. Та же вестерновая серия – в ней куча прекрасного, одна из тех, где я просто ржала как лошадь. Но Лист на игрушечной лошадке – не объясняет. Не верится, что у неё от этого включился «Музик». Он всю дорогу включался не так. И что остальных затянуло именно так – тоже не верится. Нет-нет, я даже верю, что автор сейчас мне объяснит и нарисует концепцию. Я это сама прекрасно умею. Вопрос в том – была ли она? И если была – то что ж противоречия так в глаза лезут? И эта беда в сериале прогрессирует. Правильнее будет сказать – регрессирует. Это не прогресс, а регресс.
И возвращаемся номер два. Друзья мои, это не повышение градуса, а переход границы. Моцарту постоянно хочется стукнуть по жбану и привести в какое-то чувство. Как и почти всем остальным, в разных форматах, с кем поговорить, кого погладить, а с Лист – так просто попьянствовать как «маманя» и слегка, может быть намекнуть: ты знатно троллишь, ко кое-что пропускаешь. И в себе, и в других. Однако, беда в другом. Вагнер.
Музыка Вагнера прекрасна. И мне обидно, что ей, как знаменем, размахивают люди, не достойные этого звания. Что персонаж «Вагнер» здесь протрактован так неприятно – естественно обидно за него. Что у него есть психологические причины – это вообще восторг, что причины есть, какие они – это надо додуматься вообще как класс, это я уважаю. Это ум, нет, умище!
Можно понять и то, что его проассоциировали с фашизмом. Я говорю о явлении, что у итальянского фашизма и немецкого национал-социализма множество различий – не надо напоминать. Тем более – это сериал про образы и стереотипы. Это даже очень здорово, что нам дают узнать об этом стереотипе, напоминают (или рассказывают), что он есть. И отлично, что авторы понимают, что фашизм вырастает на почве неудовлетворённого аппетита. Недодали еды, колоний, внимания… И в принципе – хорошая, правильная мысль, что обиженных надо пожалеть и накормить. Но вот здесь – возникает омерзительный переход. А всякого ли обиженного надо именно жалеть? Бедненький чикатилка, ему в детстве мама конфетку не дала. Тьфу!
Но это ещё пол-беды этого сериала. Беда – в ненависти. В первом сезоне были личности, которым хотелось настучать по голове. И вообще ситуации, когда хочется заорать: «О, блин, ну что, опять?!» Но это проходит. Горе, сожаление, раздражение. Во втором сезоне появился Вагнер, который вызывает ненависть. Персонаж, которого первую половину сезона хочется долго и мучительно убивать. Ко второй половине я малость успокоилась и решила, что просто застрелить будет вполне достаточно. Но извините – это поворот неслабый и очень плохой. Вся окраска сериала резко меняется, и меняется в отвратительную сторону.
И, пожалуй, главное. Я уже более-менее коснулась этого, но надо сформулировать точнее: изначально сериал воспринимается как… Вархаммер 40к. «О, Император, ещё и это?!», «О, Император, что, опять?!» - и потоки гомерического хохота. «Да, больше трэша богу угара!» Но чем дальше, тем сильнее это меняется. И интонация «что, ещё и это?» меняется от восторженной к уныло-обречённой. Космодесант сломался. На новогодней ёлочке один за другим шарики стали заменяться фальшивыми. Вроде круглые и блестят, а радости нету. Я понимаю, это выглядит как типичная «нетортянка» с моей стороны. Но я серьёзно говорю: это не сугубо моё мнение, к нему прийдёт чуть ли не каждый: от серии к серии и особенно со сменой сезона сериал не тот. Авторы выдохлись и искромётное безумие превращается в натужные шутки. При этом – и ум авторов никуда не делся, и шутки всё же неожиданные и смешные. Но что-то пропало. Какая-то связность что ли, глубинная общность? Не знаю. Да и просто – возникает переход в пошлость. Знаете ли, как «шутка произнесённая сто раз превращается в пошлость?» Когда Чайка пеняет Бадаржевскую чудом одной мелодии – это интересно и смешно. Когда Чайка делает это в третий раз – это смешно, потому что опять Чайка в своём репертуаре. Когда это происходит в десятый – это уже «что, ничего другого придумать не смогли?» Хотя и здесь происходят удачные находки. В той же серии с вестерном единственность известного произведения Бадаржевской обыграли неожиданно и забавно.
Да, пожалуй, сцена с вестерном – она очень хорошо иллюстрирует то, что происходит с сериалом, особенно если сравнивать сезоны. Вестерн – очень смешной. С кучей безумных находок и поворотов. Но при этом – совершенно «ниачом» и с остальными сериями связан даже не белыми нитками, а какими-то, простите, корабельными вантами. И таки да, от серии к серии и восхищаешься полётом мысли, и смеёшься – всё реже и реже.
А в результате...
Таким образом, резюме такое: при должном настроении и культурном бэкграунде (тут на самом деле далеко не только классическая музыка имеет значение) – смотреть можно и получать море удовольствия. Но в сводя все плюсы и минусы в какое-то общее значение - получилась довольно-таки ерунда.