Сегодня день рождения самого главного писателя моей жизни –– Александра Дюма. И, скажу с гордостью, что мало найдется в мире имен, более известных миру. В любой стране читали и продолжают читать его книги. Поэтому оправдывать свой выбор мне нет необходимости.
Хотя, чего греха таить, в любом возрасте книги Дюма воспринимаются по-разному. Кто-то читал его романы в детстве и больше никогда не обращался к ним. Такие считают Дюма детским писателем и, наверное, имеют на это право. Мне же он интересен в любом возрасте, даже теперь, когда большая часть жизни прожита. Почему? Наверное, потому, что Дюма был и остается, по словам его большого друга Виктора Гюго, «великим утешителем человечества».
В трудную минуту я открываю любимые мною «Три мушкетера», наугад, на любой странице, и волшебная аура захватывает так, как захватывала когда-то в детстве.
Есть еще одно пристрастье, ––
Плод смекалки и ума.
Для меня –– большое счастье
Изучать месье Дюма.
Вечером, задернув шторы,
Открываю толстый том.
И со мною мушкетеры
Пьют бургундское и ром.
Да, сейчас совсем иное время. И современные подростки увлечены совсем другими героями. Это мы, в нашей советской действительности, в «самой читающей стране» бредили д'Артаньяном и его верными друзьями, Эдмоном Дантесом, образ которого блестяще воплотил на экране Жан Марэ. Эти герои учили храбрости, верности, стойкости, рыцарскому отношению к женщине. И не семья и школа, а они, книжные персонажи, во многом сформировали нас, привили на всю жизнь верные понятия и правильные ориентиры. Вот за это я во многом благодарен любимому писателю.
Жизнь Дюма сама была похожа на самый занимательный его роман. Почитайте книги о нем (а их в России издано немало, от лиричного Андре Моруа до главного исследователя жизни Великого Александра –– Клода Шоппа и нашего отечественного Максима Чертанова) и вы убедитесь в этом. Во-первых, Дюма был замечательным тружеником. Никто не прочел и не прочтет всех его книг, потому что им написано, по его собственному признанию, 400 романов и 35 драм. А были еще многотомные исторические хроники, книги путешествий, километровые мемуары, стихи, многочисленные газетные публикации и даже «Кулинарный словарь». Прижизненно издательством Мишеля Леви издано Собрание сочинений Дюма в 301 томе. И оно далеко не полное! Во-вторых, Дюма был очень многогранным человеком: драматургом, романистом, журналистом (издавал газету «Мушкетер» и журнал «Монте-Кристо»), неутомимым путешественником (в конце 50-х годов 19 века побывал в России, о чем написал блестящие книги: «Путевые впечатления. В России» (3 тома) и «Кавказ», переводчиком (переводил Данте, Шекспира, Вальтера Скотта, Пушкина, Марлинского), кулинаром. В-третьих, это был очень жизнелюбивый человек. Ничто человеческое ему было не чуждо. И образы всех четырех мушкетеров –– обобщенный образ этого добродушного великана, дымящегося, как вулкан, и рождающего к жизни бессмертные строки и полные поэзии картины.
Конечно, у Дюма и при жизни, и в наше время находилось немало недоброжелателей и хулителей. И основной упрек, который вменяли ему в вину –– тот, что он пользовался трудом многочисленных соавторов. Главный из них, конечно, Огюст Маке, с которым Дюма действительно написал лучшие свои романы. Споры о доле участия в работе велись при жизни этих двух писателей, ведутся и до сих пор. Недаром на мировые экраны вышел фильм «Другой Дюма», где в роли Мэтра снялся неутомимый и так же много сыгравший в кино, как наш Джигарханян, Жерар Депардье.
В середине 90-х годов в Москве большим энтузиастом и знатоком творчества Дюма врачом-психотерапевтом Михаилом Буяновым было образовано интересное общество. Оно называлось РОДАД (Российское общество друзей Александра Дюма). Автор этих строк в течение многих лет являлся его членом, а потом еще и входил в правление). Тесное общение с Михаилом Ивановичем, человеком энциклопедически образованным, казалось, знающим о Дюма все, еще больше укрепило мою любовь к Дюма. Да и многое было сделано обществом, которое, к сожалению, распалось после смерти М.И.Буянова. Последнее, чем горел этот большой энтузиаст –– установить в Москве памятник Дюма-отцу. Он даже, кажется, вел переговоры на эту тему с известным скульптором З. Церетели. Кстати, недавно я узнал, что такой памятник установили, но только не в Москве, а во Франции, на родине легендарного д'Артаньяна.
В 2006 году я побывал в Париже и посетил многие места, связанные с именем великого писателя Франции. В частности, побывал в замке «Монте-Кристо», у памятника мэтру на площади Мальзерб, в усыпальнице Дюма в знаменитом Пантеоне… Десять дней, проведенных во Франции, пролетели, как волшебная сказка и сделались тем самым «праздником, который всегда с тобой».
Вот почему в День Рождения Дюма (а родился он 24 июля 1802 года в небольшом французском городке Вилле-Котрэ) я не только поздравляю всех, кому небезразлично имя и творчество великого француза, но и выпью в его честь бокал шампанского. 218 лет отделяет нас от его жизни, но эта жизнь продолжается в его бессмертных книгах. И вспомню попутно строки другого талантливого поэта и барда Владимира Высоцкого, чья дата смерти тоже, по совпадению, приходится на эти июльские дни:
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
�