Добрый день, уважаемые читатели - подписчики, а также гости моего канала "Зеленая книга"! От всей души благодарю Вас за Ваше обсуждение и поддержку!
Очень часто, пересматривая материал для следующих публикаций на канале, мне попадалась в сети фотография с российскими бойцами, играющими на пианино, сделанная во время Первой Чеченской войны.
На ней запечатлен старший лейтенант Александр Конторин в окружении своих сослуживцев, с которыми он участвовал в штурме Грозного в январе 1995 года.
А позже я обнаружил еще несколько фотографий, которые убедили меня, что на любой войне, несмотря на ужас и опасность, всегда найдется место для искусства. И еще пианино. Но об этом подробнее, друзья!
Скажу, что чаще всего в сети можно встретить именно пианино из Чеченской войны. Причем это совершенно кадры с разными музыкальными инструментами. Еще одна из известных фотографий - это стоящий спиной к камере солдат, склонившийся над клавишами.
По поводу нее даже спор несколько лет назад разгорелся - где и когда она была сделана. Так, фотограф Герман Авагян, запечатлевший Карабахскую войну (1988-1994 гг.), высказал ранее, что на фотографии не участник Чеченской войны (о чем часто говорили, упоминая фото), а ополченец Нагорно-Карабахской Республики, играющий в далеком 1992 году.
Как бы то ни было, ясно одно - пианино присутствует на каждой войне. Будто это какое-то обязательное напоминание сражающимся по обе стороны, что несмотря на весь кошмар и гибель, в каждом из нас остается что-то человеческое. То, что отличает нас от простых зверей - сострадание, сочувствие, понимание и многое другое. Душа.
Ведь все мы, рано или поздно, но были на концертах. Старались воспринимать каждую ноту, которая бы заставляла нас невольно чувствовать печаль и радость, грусть и счастье. Именно музыка и дает нам жизнь, повод двигаться дальше. А иначе - все остальное лишь пустота.
А на войне все гораздо сложнее. Все, что болит в душе - страх и грусть, боль утраты товарищей, может вылиться в простую музыку, исполненную солдатом, умеющим оживлять ноты. А после игры на музыкальном инструменте - еще и лечить душу.
В сети нашел множество фотографий с пианино. И что характерно, они изображены словно памятники человеческой души среди развалин, разрухи, разрушенных зданий городов, прямо на улицах.
Данный музыкальный инструмент присутствует везде - играющие немецкие солдаты, участники Первой Мировой войны; бойцы Красной Армии (фотография Д. Бальтерманца "Чайковский"), окружившие пианино в разрушенном войной доме; американские солдаты во Вьетнаме, участники войны в Ливане и Югославии, российские бойцы в страшном аду двух Чеченских войн. Даже чеченские боевики - и тоже с пианино.
Тут можно представить, как этот инструмент переходил из рук в руки вместе с населенным пунктом. И как еще вчера на нем играли бойцы одной стороны конфликта, а на следующий день - уже другие. Вот так, несмотря на тяжелые бои, оставалась жить лишь музыка.
Именно музыка и отвлекает нас от лишних и тяжелых мыслей. Что уж говорить, если во время моей службы в армии в момент, когда кто-то из военнослужащих начинал играть какую-нибудь простую мелодию, к пианино обязательно подходили все, кто был в расположении.
Смотришь на все эти фотографии и кажется, что больше ничего страшного не случится. Что участники войн вернутся домой и все закончится. Что города и села будут отстроены, и в них вернутся жители.
Но такого в один миг никогда не происходило. Бои продолжались, собирая с собой новые жертвы, рушились последние надежды и мечты людей. И лишь пианино, одиноко стоящие среди руин, пытались напомнить нам, что пора остановиться, поняв, что ничего из того, что приносит война, не сможет заменить простую человеческую жизнь.
Спасибо за прочтение, товарищ!
Прошу Вас поддержать канал "Зеленая книга", друзья! Если Вам понравился материал, то поделитесь с ним с другими читателями. Также буду рад оценке других публикаций канала:
- Пленные солдаты и местные жители радуются и улыбаются на фашистских фото. А дети?
- Четыре разрушенных войной здания, которые не были восстановлены и стали памятниками
- "Разговор через проволоку воспрещён! " - история детской фотографии из концлагеря