Пустые глазницы, открытые рты, истощенные тела — жизнь изо всех сил старается побороть страх, тоску и саму смерть.
Пластическое выражение невидимых и вечных страданий человеческой души, тихий крик измученных масок и маниакальность пластического совершенства.
Игра заимствований у великих творцов прошлого в период между двумя войнами двадцатого столетия.
Талантливый и несвоевременный как его искусство
Адольфо Вильдт (1868-1931) — самый противоречивый миланский скульптор XX столетия. Он искажает реальность почти до безобразия. Его работы неординарны как по-форме, так и по-содержанию. В период, когда коллективное творческое сознание во всю рвёт с традициями, обращаясь к «религии» авангарда, Вильдт бережно переносит черты древнегреческой скульптуры, Ренессанса и Барокко в свои работы, дополняя их собственным отношением к творчеству, стоящим отдельно от художественных вкусов начала столетия.
Достаточно одной его скульптуры, чтобы понять какой гений стоит за ее созданием. И все же имя Вильдта долгое время находилось в забвении. Сказывалась причастность скульптора к интеллектуальным кругам фашистской Италии.
Вильдт в каждой своей работе старался материализовать душу и её вечную борьбу с плотью. Стиль его творчества основывается на мастерстве итальянской скульптурной традиции средневековья и ренессанса, на фоне очень индивидуального воплощения Модерна и символизма, а образы религиозных героев сливаются с масками греческого театра .
Надгробные скульптуры и памятники Вильдта на протяжении уже многих десятилетий вызывают интерес искусствоведов и любителей искусства. Его крупные и малые скульптурные работы можно увидеть в разных уголках Милана, подчас совсем неожиданно. Это и великолепная Крылатая Победа (1918-19), хранящаяся в парадном неовизантийского стиля Палаццо Берри Мерегалли в районе Порта Венеция, и памятник Кёрнеру (1929) на Монументальном кладбище, и монумент Тосканини в Театре Ла Скала.
Всё творчество Вильдта несёт в себе героический, мифологический и порой триумфальный характер, постоянно обращаясь к традициям прошлого вопреки диктату модернизма, оставаясь при этом приверженцем строгих скульптурных принципов.
Лица, маски
Большими поклонниками произведений Адольфо Вильдта были сицилийский писатель Луиджи Пиранделло и поэт Габриэле Д’Аннунцио, коллекционировавший его работы. Пиранделло так же заказал у миланского скульптора маски для своей самой известной драмы «Шесть персонажей в поисках автора».
Вильдта вдохновила литературная тема «двуличия», которую Пиранделло поднял в своих повествовательно-театральных работах.
Лица Вильдта — это измученные маски с пустыми глазницами, из которых может течь слезами темнота больной души, и в которые, разоблачая ложь и зло, попадает свет реальности. Именно о таких лицах пишет драматург из Агридженто в своём эссе о «Юморе»: «Каждый как может припудривает свою внешнюю маску». Но у каждого внутри есть еще одна, «которая часто не взаимодействует с той, что снаружи».
Метафизические и сюрреалистические лица Вильдта, возможно, являются той «другой маской», о которой писал Пиранделло.
Можно и не согласиться с восклицанием, но драматург завершает свою мысль словами: «И ничто не истинно!».
Скульптуры Адольфа Вильдта в Милане
Со временем, благодаря исследованиям искусствоведа Паолы Мола, скульптору пришла заслуженная слава и необычайный успех среди критики и на арт рынке. Перечисленные ниже скульптуры могут послужить ориентирами в маршруте по изучению скульптурных напоминаний об этой «тонкой и очень человечной душе» (цит. М. Сирони).
Монументальное кладбище
Памятник Равера — Il monumento Ravera
Место: A, ряд 2015-2016
Памятник изображает женщину с завуалированной головой, похожей на Мадонну, с очень стилизованными и удлиненными чертами. Двое детей спят в ее утробе, в то время как третий, более старший, находится рядом с ней справа. Композиция вставлена в круглую арочную структуру из бронзы на круглом основании. В ней синтезированы элементы, характерные свойственной художнику изобразительной манере. Это вытянутые на грани с абстракцией фигуры и безупречная обработка поверхности материалов.
Памятник Вильдту — Monumento Wildt
Место: окружная, ряд 715-716
Простой памятник, созданный миланским архитектором Джованни Муцио, является надгробием могилы самого скульптора Адольфо Вилдта и его семьи. Как вспоминает художник, Автопортрет (Autoritratto) завершил длительный и драматический период творческого бессилия в 1909 году, в результате чего проявился характер языка немецкого экспрессионизма. Лихорадочная трагичность переходит в навязчивое анатомическое ожесточение, заканчиваясь ещё большей идентификацией с маской-лицом, характеризующей европейскую культуру в период кризиса современного человека как унитарного образа.
Памятник Кёрнера — Edicola Körner
Место:отделение XV, ряд 371
Любовь в боли: две фигуры, одна мужская и одна женская, больше натуральных размеров, соединенные между собой лентой, выходят из входа; их формы неестественно вытянуты и стилизованы, в то время как их хорошо отполированные объеные лица снова похожи на маски. В них выражены стилистические элементы зрелого языка скульптора, узнаваемые в абстракции фигур и тревожном экспрессионизме их лиц.
В городе
В центре Милана можно увидеть также созданные скульптором любопытный ухообразный домофоном на улице Сербелони 10 (via Serbelloni 10);
Крылатую Победу на входе дома Берри-Мерегалли на улице Каппучини 8 (via dei Cappuccini 8);
Статую Святого Амброджо, покровителя Милана у Мемориала Павшим миланцам возле Государственного Университета;
и скульптурную группу «Святой, Молодой и Старец» в саду Галереи Современного Искусства на улице Палестро (via Palestro).
#путешествия #италия #милан #скульптура