Как известно, сейчас в авиации сложилась дуополия Boeing и Airbus. Наибольшим потенциалом для разрушения этой положения дел обладает Россия и Китай. Поэтому неудивительно, что по различным проектам мы видим тесные контакты.
Если не углубляться в рассуждения и причинах этого союза, то все просто - у Китая есть деньги, у России есть технологии, частью которых можно поделиться без ущерба.
И если при создании узкофюзеляжного С919 Китай решил положиться на помощь Западных стран (+ технологический шпионаж, но в конечном итоге это только усложнило все и проект нуждается в доработке), то гигант CR929 - это уже российско-китайский самолет.
Однако Китайские СМИ обеспокоены. Дело в том, что российские чиновники заявили о запуске выпуска самолета к концу 20-ых годов, хотя Пекин думал о 2025 г. Открылись некоторые подробности - Китай хочет бОльший допуск к авиатехнологиям, который Москва не спешит открывать.
Так что стоит ожидать тяжелые переговоры. Этот самолет объективно нужен обеим странам. У Китая еще не было подобного лайнера, и на создание с нуля уйдут десятилетия.
У России же, что не удивительно, нет денег на такой крупный проект. Тут Ил-96-400М не могут запустить полтора десятка лет, не говоря уже про меньше по размеру самолеты.
Получается своего рода взаимозависимость двух стран, к которым Запад относится с недоверием.
Китай руководствуется своей идеей тысячелетнего государства - т.е. всегда можно подождать. рано или поздно ученые или шпионы добудут нужные технологии. Поэтому если Россия хочет лучшую цену - надо соглашаться сейчас.
Разумеется, это скорее блеф. Нельзя из ничего построить лайнер на 500 пассажиров. Должен быть определенный эволюционный процесс. Так же, как нельзя взять крупный военный самолет Xian Y-20 или крупнейший гидросамолет AG600 и установить там сиденья.
Как минимум надо будет менять уровень шума в салоне (на военных он сильно выше) - без этого не будет международных сертификатов. Плюс сменить амортизацию, авионику, и, возможно двигатели.
В общем, ситуация интересная. Можно вспомнить и споры касательно двигателя будущего самолета. Россия настаивает на ПД-35. Это существенно поможет пермскому двигателестроению. Китай же думает над британским или американским движком. Это для облегчения получения международных сертификатов и для увеличения экспортного потенциала.
В худшем случае, (и самом маловероятном), запуск проекта так и не состоится. Однако, как мне видится, будет некий средний вариант. Ключевые технологии останутся и эти узлы будут собираться в России. В Китае будет окончательная сборка.
Впрочем главное, чтоб самолет взлетел!