Искусство складывания из бумаги, буквально означает по-японски 折り紙 сложенная бумага. Объединение математики геометрии и изобразительного искусства. Складывание бумаги - это место, где правый мозг встречается с левым.
Оригами - древнейшее искусство, своё начало взяло ещё в Древнем Китае, считается что с момента изобретения бумаги. Долгое время считалось признаком высшего сословия и потому держалось в секрете. Позже активно развивалось уже в Японии. Не потеряло своей популярности и в настоящее время, продолжает развиваться, совершенствоваться, менять формы.
Несомненным гроссмейстером оригами в своё время был японец Ёсидзава Акира (1911-2005), который на момент своего 94-летия создал около 50 000 моделей, его работы были выставлены в Лувре. Художники современности считают его работы тем толчком, который вывел оригами из традиционных ремёсел в сферу современного искусства.
Настоящие мастера этого искусства ныне живут по всему миру. Их теперь можно уже встретить как в Японии, Вьетнаме, Китае, Америке, так и в России.
Расскажу лишь о двух из них и покажу их работы, это люди, которые посвятили оригами всю свою жизнь и это для них не просто хобби или способ заработка - это их жизнь.
Джозеф Ву, японский художник-оригами, хорошо известный на международной арене оригами.
Ву родился в Гонконге и начал заниматься оригами, когда ему было три года. «Мой папа купил мне книгу оригами, и я читаю фотографии», - вспоминает он. Он переехал в Ванкувер в возрасте пяти лет и его искусство продолжало оставаться страстью. Когда Ву потерял работу в начале 2000-х, он превратил свое искусство в полностью занятую карьеру. Ныне он коммерческий иллюстратор.
Его оригинальные проекты варьируются от странных и, казалось бы, простых объектов, таких как перо или шарик, до невероятно сложных - белого носорога, дерева в натуральную величину или японского дракона длиной 44 фута, который он создал для театрального проекта в прошлом году.
В наши дни заказные работы, такие как инсталляции и рекламные кампании, не дают ему покоя.
Постоянная работа с канадским журналом Business заставляет его создавать оригами из денег для каждого выпуска «Когда я закончу работу, я просто разверну ее и потрачу», - говорит он. До сих пор его любимая рекламная кампания была для водки Stolichnaya, для которой он сделал серию оригами животных и бабочек.
Около трех лет назад Мишель Биггар из MGB Architecture and Design обратилась к Ву с просьбой создать световую скульптуру для паназиатского ресторана отеля Fairmont Pacific Rim. Потрясающая, подобная левиафану установка, сделана из мозаики из синтетического волокна и установлена вдоль потолка, охватывающего 180 футов. Она напоминает сложную гористую рельефную карту, перевернутую вверх дном и подсвеченную изнутри. Ву трудился в течение шести недель над проектом с утра до вечера, чтобы ресторан открыл свои двери для зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере.
Ещё один мастер, на работы которого несомненно стоит взглянуть. Это Вьетнамский художник и скульптор Хоанг Тьен Къет. Оригами занимается уже более 20 лет, начиная с 2008 года изобретает свой собственный стиль, что и позволило ему стать одним из лучших. Его работы принято относить к так называемому мокрому оригами (когда бумага смачивается водой, зачастую с добавлением клея). Такие работы отличаются своей пластичностью и изящностью и, порой, больше напоминают скульптуры.
Хочется отметить, что складывание бумаги в технике мокрого оригами, занимает больше времени, чем работа с сухой бумагой, так как требует особого терпения и сноровки.
Очень важно знать меру в смачивании бумаги, иначе всё просто раскиснет.
Работы, сделанные в технике мокрого оригами (или как его ещё называют мокрого складывания), отличаются также наличием множества мелких деталей, что делает работы ещё более утончёнными.
У Хоанга есть свой канал на You Tube, где он иногда делится инструкциями сложения простых оригами.
И Хоанга и Ву можно найти в социальных сетях, но, к сожалению, они не раскрывают своих секретов складывания.