Найти в Дзене
(не)детское искусство

Художница превратила в искусство свою незаправленную постель

Эта холостяцкая, лишенная всяческого оптимизма и смысла кровать - неприятна и страшна: здесь так много деталей, и всё же не хватает самой главной: человека, который мог бы лежать на этой постели и всё нам объяснить.

Трейси Эмин. "Моя кровать".
Трейси Эмин. "Моя кровать".

Хозяйка постели - британская художница Трейси Эмин. Ее инсталляция “Моя кровать” (My Bed) посвящена депрессии, во время которой женщина несколько дней подряд практически не покидала пределов своей комнаты. По ее воспоминаниям, всё это время она “безудержно пила, занималась сексом с кем попало, мочилась под себя и забывалась тревожным сном”.

Грязные простыни с желтоватыми разводами, скомканные полотенца, множество пустых бутылок из-под алкоголя и беспорядочно валяющихся на ярко-синем коврике окурков и презервативов намекают на хаос и пустоту внутри “автора” этой инсталляции. Многие до сих пор не видят в ней художественной ценности: ведь подобную гору хлама на своей кровати можно сообразить практически из подручных средств. А уж придать ей смысл тем более не составит труда. Однако путь, который прошла эта кровать, и внимание, которого она удостоилась - яркий показатель того, что здесь не всё так просто.

REUTERS, Luke McGreror.
REUTERS, Luke McGreror.

Впервые Трейси Эмин продемонстрировала свою “Кровать” в 1999 году. И не где-нибудь на задворках лондонского пригорода, в скромной, тесной, прокуренной квартирке - а в галерее Tate. Затем ее приобрел для своей галереи британский меценат Чарльз Саатчи. За постель с грудой мусора он отдал 150 тысяч фунтов. А на аукционе Christie's ее продали с молотка за 4,3 миллиона долларов, при том, что оценочная стоимость работы составляла 1,7 миллиона.

Зачастую современные художники отталкиваются в первую очередь от концепций новаторства и оригинальности, используя для выражения собственных мыслей и эмоций практически любые подручные средства. Для людей, воспитанных на классике с ее привычными материалами и фрмами, подобные произведения искусства кажутся скорее произведениями человеческого абсурдного мышления.

Однако, если вы прислушаетесь к себе и присмотритесь к этой кровати, вы не останетесь равнодушными: возможно, вы испытаете прилив сочувствия или отвращения к Трейси, может быть, начнёте мысленно ругать ее за бардак или даже вспомните свои депрессивные состояния, когда встать с кровати - практически подвиг, а все самые пагубные привычки и инстинкты как будто выходят на передний план, пока вы не можете мыслить здраво. Искусство прежде всего призвано вызывать мысли и эмоции, и именно это и происходит в случае с инсталляцией “Моя кровать”.

Кстати, сама Трейси Эмин на негодование зрителей, говорящих, что это всё, до чего додумалась художница, отвечала, что даже если это так - то до нее еще никто до такого не додумывался. Ну и напоследок: на этой самой кровати Трейси Эмин никогда не спала: весь этот бардак она собрала и водрузила на постель исключительно ради искусства.