«Веды».
В Древней Индии сложилась особая литературная традиция, тесно связанная с религиозными представлениями жителей этой страны и их мировоззрением.
Все литературные произведения, написанные в Древней Индии, принято делить, согласно представлениям о способе их создания, на две большие группы. Первая из них называется «шру́ти» - «услышанное». Индийцы считали, что такие произведения сочинены не людьми, а переданы («продиктованы») богами древним мудрецам-поэтам – ри́ши.
Именно к шрути относится древнейший литературный памятник, индо-арийской эпохи - сборник священных текстов «Ве́ды» (от сансрита – «ведать», «знать»).
Он состоит из четырёх книг: «Ригве́да» (книга гимнов, посвященных богам), «Самаве́да» (книга песнопений, исполняемых брахманами во время обрядов), «Яджурве́да» (книга с предписаниями, касающимися обрядов жертвоприношений) и «Атхарваве́да» (сборник заговоров и заклинаний на все случаи жизни).
Из «Вед» мы узнаём мифы о происхождении вселенной, богов, демонов, духов и людей, истории о древних индийских богах и героях, о смысле и целях человеческого существования, древних обрядах, ритуалах, и в целом, об образе жизни индийцев этого удаленного от нас исторического периода.
Интересно, что изначально «Веды» не имели письменной формы – они передавались из уст в уста знатоками религиозных обрядов и молитв – бра́хманами (иногда произносят «браманы» или «брамины»). Причем, при их исполнении, нельзя было хоть сколько-нибудь изменять сам текст, ударения в словах и даже интонацию, с которой они должны были произноситься т. к. это могло изменить «результат» обряда - повлечь за собой необратимые и непредсказуемые последствия.
Язык, на котором «Веды» создавались, постепенно устаревал, а затем и вовсе перестал использоваться в жизни и повседневном обиходе. Но брахманы заучивали старинные слова и интонации, с которыми их нужно было произносить, чтобы не навлечь гнев богов. Возможно, благодаря, воспитываемой с раннего детства феноменальной памяти, которая позволяла в неизменной форме сохранять священные знания, брахманы и были выделены в разряд людей «высшей категории» – представителей лучшей варны. (О делении индийского общества на варны и касты читайте здесь).
Записана же древнейшая книга «Вед» - «Ригведа» была в 1200–1000 гг. до н.э., а остальные три её части – ещё позже – в 9–6 вв. до н.э.
К шрути относят и более поздние сочинения, близкие по содержанию «Ведам» и дополняющие их: «Бра́хманы» - объясняющие происхождение и суть ведийских ритуалов, «Аранья́ки» («Лесные книги») – тексты, адресованные религиозным отшельникам и «Упаниша́ды» («Усаживание рядом») – сокровенное знание, учение, передаваемое Учителем (Гуру) своим ученикам-последователям.
Древнейшие эпические поэмы Индии.
Вторая группа древних литературных произведений называлась «смри́ти». Это слово переводится с санскрита как «память», «воспоминание». К смрити относятся те сочинения, которые рассказывают нам о событиях далекого прошлого (реальных или мифологических), где главные герои – это люди, а не боги. Важной чертой этого вида литературы является то, что традиция связывает происхождение этих произведений с каким-либо конкретным автором (зачастую мифологическим). Именно к смрити восходят две знаменитейшие эпические поэмы Индии «Махабха́рата» и «Рама́яна».
«Махабхарата» - героический эпос с огромным количеством персонажей, сюжетных линий и философских отступлений. Он состоит из 18 книг и насчитывает 100 000 двустиший (шлок). Автором его считается легендарный мудрец Вьяса.
Название этого произведения можно перевести как «Рассказ о великих потомках Бхараты». Согласно древнейшей легенде, Бхарата был основателем одной из первых династий индийских царей, а «Бхарат» - современное официальное название Индии на языке хинди.
Основной сюжет поэмы – борьба двух ветвей потомков Бхараты – Каура́вов и Панда́вов за власть. Причём первые из них представляют собой силы Зла (они лживы, агрессивны, завистливы, самолюбивы и т.д.), а вторые – выступают на стороне Добра.
Кульминационным моментом повествования является битва многотысячных армий противоборствующих сторон на поле Куру́, которая длится 18 дней.
…Так двигалась битва на утре десятом.
Был родичу родич тогда супостатом,
Была водоверть – будто Ганга святая
Ревела, в нутро Океана впадая.
На землю нахлынули крови потоки,
В которых и близкий тонул, и далёкий.
Теряя колеса, и оси, и дышла,
Сшибались в бою колесницы; и пришлый,
И здешний в предсмертных мученьях терзались.
Слоны в гущу всадников грозно врезались,
Топча лошадей, колесницы и конных,
И стрелы впивались в слонов разъярённых,
И падали грузно слоны друг на друга,
И воплями их оглашалась округа,
И долы тряслись, и вершины дрожали,
И люди стонали, и лошади ржали.
(перевод С.Липкина)
Результат этой войны трагичен – погибают все участники сражения, за исключением пяти братьев Пандавов, которые по праву занимают отеческий престол.
Кроме изложения основных событий, эпос содержит многочисленные отступления – мифы, притчи, поучения, описания быта и жизни древних индийцев и т.п. Самой же известной из «вставок» «Махабхараты» является «Бха́гавад-гита» («Песнь Господня»). Она вводится в повествование тогда, когда войска Кауравов и Пандавов готовы к наступлению, и ждут команды «к бою!». В этот короткий миг «затишья перед бурей» непримиримые враги вглядываются в лица своих соперников – бывших друзей и родственников, с которыми росли и воспитывались вместе.
Мысль о том, что должно сейчас свершиться, приводит в ужас одного из братьев-Пандавов – Арджу́́ну. Он понимает, что будут убиты герои обеих армий, с которыми лично его многое связывает, и Арджуна готов отказаться от братоубийственной войны – сложить оружие. Тогда к юноше обращается его возничий – сам Кри́шна (одна из авата́р (земных перевоплощений) бога Вишну). Он излагает сущность индуизма в доступной и поэтичной форме.
Кришна говорит Арджуне о том, что все должны следовать дхарме – непреложному закону, который предопределён свыше. Никто не имеет право нарушать его по собственному усмотрению, потакая своим слабостям и желаниям. Не надо бояться ни убийства врага, ни собственной смерти на поле боя, потому что смерти, как таковой, нет – это лишь освобождение бессмертной души из её телесной оболочки для дальнейшего перерождения.
Не существует также плохих и хороших поступков, как понимаем их обыденным сознанием мы – добром является лишь безоговорочное служение долгу. И если Арджуна родился кшатрием (воином), то он должен неотступно выполнять то, что предназначено ему по рождению - воевать, иначе он нарушит собственную дхарму, и не достигнет освобождения души (мокши). Изложение этой религиозной, а также жизненной философии и является основой сутью «Бхагават-гиты», которую можно назвать своеобразной литературно-поэтической проповедью индуизма.
Не менее «Махабхараты» популярен и любим индийским народом древнейший лирический эпос Индии – «Рамаяна». Его объём – 6 книг, содержащих 24 тысячи шлок (двустиший). Авторство эпоса молва приписывает легендарному отшельнику, подвижнику Вальмики.
Сюжет этого произведения основан на истории любви благородного Ра́мы (также являющимся аватарой бога Вишну) к своей жене Си́те, которую коварно похищает царь демонов-ракшасов Ра́вана.
После долгих поисков супруги, Рама достигает царства Раваны и с помощью царя племени обезьян - мудрого Ханума́на, ему удаётся победить в бою своего соперника.
В этой поэме много места уделено лирическим переживаниям, описанию тончайших граней чувств и эмоций героев, не случайно поэтому «Рамаяну» в Индии называют «первой поэмой», а её автора «первым поэтом».
Обе эти эпические поэмы в Индии считаются священными. Их заучивают наизусть, сюжеты этих произведений и их фрагменты не раз ставились на театральных подмостках, а в наше время и экранизировались в кинематографе. Они неоднократно переводились на разные языки мира и, в результате, стали достоянием всемирного художественного наследия.
О древнейших эпических поэмах Индии вы можете посмотреть ещё и этот короткий познавательный фильм на моем youtube-канале:
Если тема вам интересна, то о культуре и искусстве Древней и Средневековой Индии в этом блоге есть следующие статьи:
Культура Индии. Что она дала миру и на какие периоды принято делить её историю?
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Великие памятники литературы Древней Индии.
Литература Древней Индии после великих поэм.
Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма.
Древняя Индия. Буддийский изобразительный канон. Росписи Аджанты.
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 1
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 2.
Шедевры индо-исламского зодчества.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Белокаменное кружево джайнских храмов Индии.
Сказочная архитектура колониальной Индии. Комплекс Махабат Макбара - манифест эклектики.
О музыке в древней и средневековой Индии.
Классический индийский танец, как служение богу. Бхаратнатьям.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.