Я наткнулась на упоминание этого метода в одном из обучающих видео, заинтересовалась и решила узнать больше. Вот что мне удалось найти.
Собственно, на базе этого метода и развилось современное академическое обучение рисунку и живописи.
История метода Ателье
Зародившись в средние века, метод просуществовал вплоть до середины девятнадцатого века. В некотором смысле это действительно было "ателье" в современном понимании значения этого слова. Мастер набирал себе учеников, и часто созданные учениками работы выходили, подписанные именем мастера. Как любая ремесленная мастерская, ателье работало на поток, и самым важным тут было соблюдать техническую точность рисунка, соответствующую требованиям мастера.
Отсюда и зародилась своя особая метода обучения, построенная на трех типах упражнений.
Рисунок один к одному
Метод ателье подразумевает, что ошибки, особенно на этапе обучения, неизбежны. Нужно принимать это как факт и учиться видеть и исправлять их.
Для этого на первом этапе ученики рисовали предметы в пропорции один к одному. Фактический размер предмета должен был соответствовать его размеру на листе.
Чтобы избежать перспективных искажений, и предмет, и лист должны были быть расположены на одном уровне - уровне глаз, и лист крепился на вертикально стоящий планшет.
Объект и лист при этом должны быть расположены рядом. Ведь если расположить натуру за планшетом, то, опять-таки, появятся перспективные искажения от того, что предмет находится дальше, а лист ближе.
При выполнении этого упражнения художнику приходится постоянно то подходить к листу, чтобы рисовать, то отходить на несколько шагов, чтобы сравнить рисунок с натурой.
Это обязательно должен быть рисунок с натуры, главная цель этого упражнения - нарисовать объект максимально точно, механически передав его размеры, тон, цвет, текстуру и прочее.
Рисунок в пропорции
Это упражнение соответствует нашим современным представлениям об обучении рисованию. На данном этапе объект или композиция для натюрморта располагаются на некотором отдалении, и точность передачи в рисунке достигается за счет множественных измерений.
Художник развивает глазомер, по многу раз измеряя длины и углы, учась пропорционально уменьшать их и отображать на бумаге. Все измерения делаются с помощью карандаша.
Создание иллюзий
Этот метод особенно хорошо виден на картине Рубенса "Воспитание Марии Медичи". Художник не прорисовывает полностью затемненные или находящиеся вне точек фокуса части картины, полагаясь на то, что зрительское восприятие само достроит изображение, или оставляет несколько рабочих вариантов.
В целом картина выглядит гармонично, но, присмотревшись к фигуре Меркурия, можно заметить по меньшей мере два варианта расположения ног. Конечное решение о том, как воспринимать эту фигуру, и какой вариант выбрать, принимает мозг зрителя.
Цель метода Ателье
Художник должен был так развить искусство копирования с натуры, чтобы творить, не задумываясь об элементарных правилах. Когда он достигал совершенства в третьем типе упражнений, он уже сам становился мастером.