Спойлер: нет.
В Московской области нет метро, только выборочно и постепенно появляются новые линии, вроде МЦД, поэтому для большинства отдаленных от Москвы небольших городов, сел и деревень главным средством передвижения остается автобус. Расскажу историю одного подмосковного маршрута, которая ярко показывает клиентоориентированность общественного транспорта в Подмосковье.
На горьковском направлении железной дороги есть город Электроугли, со свой жд станцией и небольшим автовокзалом при ней. Мне регулярно нужно ездить в деревню, расположенную около Электроуглей, и я была очень рада узнать, что от станции до деревни (и еще до одной деревни дальше) ездит регулярный маршрут 67 Электроугли-Аксеново. Сразу бросились в глаза минусы: ездит очень редко (раз в 1,2-2 часа) и расписание совершенно не адаптировано к электричкам, откуда идет основной поток пассажиров. Но есть — и хорошо.
Когда 3 года назад я начала ездить этим маршрутом, там был еще контролер — милая старушка, которая ездила в автобусе туда-сюда и вручную пробивала билеты. Потом поставили валидаторы, оплатить можно стало стрелкой, социальной картой или даже кредитной картой. Это, конечно, большой плюс. Ходил обычный автобус, с тремя дверями (последнюю водитель постоянно отказывался открывать), площадкой для колясок посредине. А полгода назад на этот маршрут стали ставить туристический автобус.
Сначала это было разовая ситуация на выходные и праздники, а потом — постоянная практика. В этом автобусе две двери, в каждую ведут крутые ступеньки. Внутри узкий проход между креслами с двух сторон. Водитель ездит очень неприятно: резко тормозит, совершенно не контролирует ситуацию внутри салона, может закрыть двери, когда люди еще выходят, грубит пассажирам. Я езжу с коляской с ребенком — можете представить себе "комфорт" от такого транспорта и водителя. Кроме меня этим маршрутом пользуются много пожилых людей, с палочками, еле передвигающие ноги. Им раньше было сложно забраться на одну ступеньку обычного автобуса, а это издевательство вообще лишило всего смысла пользование общественным транспортом по этому маршруту.
Причем, я проверила, недальновидность и пренебрежение к потребителям не замыкается на одном водителе. Диспетчер на станции сказала, что они не выбирают автобус на маршрут и берут, что дает администрация — на вопрос, не хотят ли они довести до ведома администрации, что предоставленные автобусы неудобны пассажирам, диспетчер не нашлась что ответить. При звонке в администрацию выяснилось вообще, что прежние нормальные автобусы были списаны, а эти "купили" новые, и менять их уже не будут. Чем думал человек, закупавший автобусы для отдаленных маршрутов, которыми пользуются пожилые люди, и почему "новые" автобусы такие сильно потрепанные внутри — ответа также не нашлось. В общем, ставлю транспортному отделу Ногинского муниципального района уверенное "неудовлетворительно".