Найти тему
Academiarita.ru

Гиперактивный ребенок. Часть II. Что делать, как воспитывать, рекомендации

Оглавление

Ребёнок, который никогда не останавливается. Хорошо это или плохо?
Ребёнок, который никогда не останавливается. Хорошо это или плохо?

Учимся понимать ребёнка с гиперактивностью!

Чтобы легко с ребенком общаться, нужно, прежде всего, принимать его и понимать, как работает его мозг. На самом деле, такие дети индивидуальны и уникальны по своим проявлениям синдрома: с преобладанием импульсивности, гиперактивности, невнимательности или даже со всем вместе. И качественная диагностика у разных специалистов (невролога, нейропсихолога, семейного психолога, логопеда, дефектолога) может существенно прояснить картину работы мозга ребенка для родителей.

Практически всех родителей объединяет то, что мы любители по определению во всех науках воспитания. Но это, одновременно, дает нам возможность импровизировать и совершать, порой, чудеса! Родители, могут сделать очень и очень много, наблюдая за своим ребенком и постоянно самообучаясь.

На что обратить внимание? Любит ли ребенок ритм и ритмичную музыку, помогает ли ритм ему заниматься каким-то делом? Что ему мешает? Сколько по времени он способен заниматься одним делом? Сколько таких серий за утро, день?

Бывает ли он в состоянии длительного погружения каким-либо делом, причем так, что ничего не слышит? Устает ли он после этого? Легко ли он переключается с одного вида деятельности на другой? Какие инструкции помогают ему лучше всего: словесные, рисуночные, жестовые, с присоединением эмоций? Любит ли он лепить из пластилина, глины, рисует красками или ручкой? Способен ли выделить главное на картинке?

Зная ответы, можно заинтересовать такого ребёнка, предложив ему совместную игру или деятельность на то время, которое он может эффективно выдержать. Интерес – вот тот ключ, с помощью которого можно договориться с такими детьми.

Пусть, вначале это будут любимые занятия, причем с повторяющейся структурой: 5-7 минут послушали сказку или почитали (свободно при этом двигаясь), порезали бумагу – составили коллаж или порисовали, или слепили героев сказки и поиграли. Вся деятельность должна быть объединена одним сюжетом. Пусть в понедельник это будут «Пираты» и можно делать из бумаги кораблики, раскрашивать их, устраивать битвы, считая свои и чужие потери…Во вторник пусть это будет Африка, а потом, вдруг, вы решите вместе стать индейцами и придумаете костюмы. При этом, очень важно:

  • наличие минимума (!2-3 шт.!) готовых игрушек;
  • наличие разнообразного (самого простого) материала для лодок, деревьев, бумаги, карандашей, ниток, веревочек, «потерянных» деталей конструкторов…
    соблюдение режима дня (чтобы можно было контролировать степень усталости ребенка от занятий).
В дальнейшем, темы игр выбираются те, которые нужны для изучения и подготовки к школе. Также важно сохранять продолжительное время одну длительность занятий и вводить новые навыки не более, чем 5-10% от объема занятий.

-2

Школа, подготовка к школе гиперактивного ребёнка

Как подготовить таких детей к школе? Эффективнее всего таких детей готовить индивидуально, а лучше – совместно с логопедом. Родители, помимо выполнения домашних заданий, выданных логопедом, могут обратить свое внимание и силы на другую составляющую развития ребенка. Очень важным для гиперактивных детей является формирование ощущения движения своего тела. Замечено, что гиперактивные дети часто травмируются, сшибают углы, падают, задевают других, слабо прогнозируя чужое движение.

На что обратить внимание: точность управления руками, ногами; совершенствование координации двух половин тела; умение падать и передвигаться по определенному маршруту (можно поиграть в робота, которым управляет ребенок!). Если у ребенка нарушена координация, то имеет смысл познакомиться с книгой Э.Джинн Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем», в которой автор объясняет:

  • почему нужно съезжать с горок, падать, возиться в грязи, качаться на качелях;
  • почему некоторые дети любят «обнимашки», а некоторые – избегают их.

До момента поступления в школу хорошо найти ребенку такой вариант секции или кружка, где бы он мог отдыхать и «утилизировать» свои эмоции. Прежде всего, это танцы и пение.

При выборе детского сада и школы очень важно найти понимающего воспитателя и педагога. К сожалению, больше 2-х гиперактивных детей в классе делают работу учителя малоэффективной, поэтому хорошо поговорить с воспитателями и учителями заранее.

Если ваш ребенок посещает детский сад, и вы наблюдаете регресс в развитии речи и поведения, то целесообразно проконсультироваться с логопедом или психологом. Пусть к этому времени, у вас будет информация о стиле поведения вашего ребенка в коллективе, его трудностях, успехах. Это бесценная информация, которую можно использовать – задавайте воспитателям уточняющие вопросы!

Учить общаться детей обязательно нужно и это можно осуществить не только в группе детского сада!

Не буду, не хочу, не интересно! Как нам это знакомо...
Не буду, не хочу, не интересно! Как нам это знакомо...

Гиперактивность как наследственность

Гиперактивность – это, зачастую, семейная история. Все члены семьи вовлекаются в «большую игру» с синдромом. Взрослым членам семьи важно договориться об общих правилах по отношению к поведению ребенка, а отдельно каждому нужно определиться со своими личными границами, за которые переступать ребенку нельзя. В группу поддержки могут входить бабушки и дедушки (конечно, необходимо, чтобы они поддерживали выработанные в семье правила и законы).

Будучи излишне мягкими, они позволяют внукам манипулировать собой. А проявляя немотивированную жесткость, вызванную непониманием особенностей детей, а иногда неприятием стиля жизни современных детей и подростков вообще, они могут вызвать агрессивные вспышки и протест со стороны внуков.

Самое простое, что можно делать – писать бабушкам и дедушкам письма и открытки, делать маленькие подарки, планировать совместные прогулки. Письма можно фотографировать и отправлять через мессенджеры. Даже одна похвала со стороны получателя такого послания вдохновляет детей на дальнейшее общение.

Что почитать родителям:

Э.Джинн Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание срытых проблем».
Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. «Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь.»

Что почитать юношам и девушкам с гиперактивностью:

Семен Нодельсон. «СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Семейная болезнь.»

С первой частью воспитания гиперактивного ребёнка вы можете познакомиться по ссылке: https://academiarita.ru/giperaktivnyj-rebenok-chast-i-chto-delat-kak-vospityvat-rekomendacii/