Найти тему
Таганай Дзен

ГОРЯЧАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. ДНЕВНИК ТАГАНАЙСКОГО ВОЛОНТЁРА

День первый. 14 июля 2020 г.

В экспедицию научных волонтёров собралось 10 человек. Её задачи – исследования по темам Летописи природы. Полностью женский коллектив экспедиции на выходе с Центральной усадьбы был настроен очень оптимистично. Киалим – первая станция нашего пребывания, встретил нас приветливо, будто извиняясь за причуды нынешней погоды, подкинувшей нам настоящую жаровню с пересохшими родниками и ручьями. К тому же, сдобренную взбесившейся от 37-градусного пекла разносортной мошкарой. Но, охладившись по приходу на кордон прохладой реки, за вечерним чаем мы спланировали-таки завтрашний первый рабочий день. Взамен археологических раскопок старых фундаментов деревни углежогов, в которых должны были принимать участие не приехавшие в экспедицию по разным причинам представители сильного пола, мы решили заготовить чайные травы.

Цветут иван-чай и лабазник на поляне древних углежогов
Цветут иван-чай и лабазник на поляне древних углежогов

День второй. 15 июля 2020 г.

Травяных чаёв здесь произрастает не так много, но они считаются экологически чистыми, не то что у границ того же Златоуста с его промышленно-автомобильными выхлопами. Причём добра этого здесь растёт в масштабах, способных конкурировать с промышленным объёмом каких-нибудь чайных плантаций. Меж древних фундаментов мы их и собирали: зверобой, иван-чай, таволгу вязолистную (лабазник по-народному). Пик цветения многих трав в этом году совпал из-за аномально жаркого лета, внесшего путаницу во многие фенологические явления нынешнего вегетационного сезона. Травку мы затем связали в небольшие букеты и развесили на шпагате в сенях дежурного дома. Собранные по контуру кордонных курумников листья черной смородины, разложили тонкими слоями там же на полках.

Чайный чуланчик
Чайный чуланчик

Попутно мы инвентаризировали все пищевые растения: дудник лесной, сныть, горец альпийский, крапива двудомная, медуница, клевер красный, шиповник, манжетка, очиток пурпурный, щавель, малина, черника, горец змеиный, лопух, мокрица, земляника, пастушья сумка, первоцвет, подорожник, лапчатка гусиная, кислица обыкновенная, тмин, гравилат речной, мята перечная. В общем, с голоду на Киалиме точно не помрёте.

После обеда занялись обработкой иван-чая. Несмотря на громкое название, «русские иваны» эту травку так просто в кипяток не кидали, принеся с полей и лугов. Чтобы напиток получил статус заварки, листья (не цветы!) нужно готовить особым способом. После вяления в тени, их необходимо перетереть, чтобы они дали сок. Мы их крутили в колбаски и шарики, кто между ладонями, кто на столе, а кто и на коленке. Заготовили, таким образом, два тазика кручёнки. Затем накрыли мокрыми тряпками и поставили под кровать на сутки для легкого брожения – ферментации. Забегая на день вперед, скажу, что она прошла удачно, сок иван-чая выделил вещества с фруктовым запахом. Мы выложили наш чай на полати печи для естественной сушки, не рискнув в сорокаградусную жару топить, как это рекомендуется делать при классическом способе готовки копорского чая. Травяные чаи мы будем использовать весь год в наших экологических мероприятиях.

Вечером, после спада жары, самые стойкие члены экспедиции совершили восхождение на Ицыл.

День третий. 16 июля 2020 г.

Сегодня по плану – маршрут в Большое моховое болото. Решили выйти пораньше, надеясь на утреннюю прохладу. В 8-00 уже шагали по тропе вдоль левого берега Большого Киалима.

На маршруте в Большое моховое болото
На маршруте в Большое моховое болото

Наша задача – провести гидрологические исследования в верховьях реки. С экспедицией школьников «Таганаит» в 1997 году мы уже измеряли здесь профиль её поперечного сечения и скорость потока. Поднявшись по реке около 2,5 км, мы наконец-то нашли 30-метровый плёс. Чуть выше на левом берегу раскинулась обширная пойма, которую облюбовали бобры. Они нарыли в дерновине каналы вглубь берега, что вызвало подтопление поймы. Даже в нынешнюю засуху мы не смогли там пройти. Впрочем, это не спасло в целом реку от обмеления. Замеры глубин дали всего лишь максимальные 63 см в центре русла, тогда как в 1997 году глубины здесь были до 1 м и более.

Работа на гидрологическом профиле
Работа на гидрологическом профиле

Затем мы измерили скорость поверхности потока поплавковым методом. По команде наблюдатель в верхнем бьефе исследуемого участка бросал поплавок на воду, а в нижнем бьефе, в 30 метрах, его прибытие по секундомеру фиксировал другой наблюдатель. По сравнению с данными 20-летней давности, воды в Большом Киалиме стало в два раза меньше. И это несмотря на то, что в 1997 году за июль месяц выпало всего 54 мм осадков против нормы 109 мм, а в 2020 году только за две первые декады - уже 57 мм.

На обратной дороге мы прошли вглубь болота, надеясь найти морошковую поляну и оценить урожайность ягод. Поляну мы нашли, но вот морошка нас огорчила. Обычно в середине июля она созревает до красноты, когда её и собирают. Если собирать морошку полностью спелую, т.е. жёлтую, то её можно и не донести до дома (20 км), она просто превратится в жидкое месиво. Недоспелую, а именно красную и упругую, дома раскладывают на противень и дают время доспеть, тогда и готовят из неё компоты, варенье, джемы. Мы застали морошку вообще в разрозненном состоянии. Очень малая её часть была жёлтая, несколько ягод – красные, а большинство – белые, или как говорят в народе – зелепухи. Ягода просто высохла, как и мох сфагнум, который из изумрудных подушек превратился в блёклую выжженную подстилку.

Морошковая зелепуха
Морошковая зелепуха

Не лучше себя чувствует и княженика. Эта редкая ягода-северянка встречается в осоковом кочкарнике вблизи уреза воды. Вместо того чтобы радовать нас вишневого цвета ягодами, она ещё даже не отцвела. И это в середине лета! Видимо, некоторые растения, несмотря на бурную опережающую вегетацию, сдерживают свое развитие в зачаточном состоянии, снижая риск гибели всего организма. Кстати, многие головастики в Киалиме тоже до сих пор не превратились в лягушек. Возможно, они вообще останутся зимовать в стадии личинки, чтобы в следующем, более благоприятном году, переродится во взрослую особь.

После обеда для участников экспедиции сотрудниками парка были проведены заповедный урок и викторина «Весь Таганай». Вечером мы поднялись на Дальний Таганай.

День четвёртый. 17 июля 2020 г.

Первую половину дня мы посвятили путешествию в Рысиный распадок. Шли по нему траверсом, переползая через скалы. Попутно исследовали тундровые участки. Здесь, по словам старожилов, растёт золотой корень, или по-научному, радиола розовая. Проводившие здесь флористические изыскания учёные из Ботанического сада Челябинска, радиолу не нашли и вычеркнули её из списка таганайских растений. Мы решили реабилитировать исчезнувший реликт, как сделали это недавно с некоторыми другими, якобы не растущими, по мнению ботаников, в парке растениями. Так мы вернули в список: герань сибирскую и прострел желтеющий (Семибратка); зимолюбку зонтичную и неоттианту клобучковую (Старое Тесьминское водохранилище); венерин башмачок пятнистый (Тесьминский кордон); пузырчатку (Таганайский пруд); землянику зелёную (кедровник); сусак зонтичный (Большое Тесьминское водохранилище); ячмень гривастый (район Старой Магнитки); клевер люпиновидный (Киалимский кордон).

По распадку мы прошли около 1 км, облазив все вероятные места произрастания золотого корня. К сожалению, мы его не нашли. Ничего, будем искать. Старожилы врать не будут (на то они и старожилы), что пили настойку из таганайского корня долголетия. Возвращались мы по подножью распадка, обнаружив несколько рысьих логовищ в виде ниш-пещерок в скалах. На присутствие здесь дикой кошки указывали её экскременты.

В рысьей норе было прохладно
В рысьей норе было прохладно

На стыке распадка и тундры оценили урожайность ягод по шкале Формозова: голубика и брусника – 3 балла (хороший урожай на небольших участках, много ягодников со слабым урожаем); черника и арктоус альпийский – 4 балла (хороший урожай на многочисленных участках, неурожайных площадей немного); водяника – 5 баллов (обильный урожай на многих участках, причём на большинстве их них ягод много или среднее количество, неурожайные участки попадаются только в неблагоприятных условиях). Ягоды ещё не созрели, кроме водяники, поэтому после обеда было решено сделать её учёт. Вооружившись кружками, волонтёры рассредоточились по шести участкам. Задание следующее: на площадке 30х30 см собираются все ягоды водяники (спелые, зелёные, гнилые, сухие), причём как на веточках, так и на земле. Это, кстати, оказалось непросто. Шикша (второе название ягоды) прячет свои плоды в колючих густых листьях-иглах, а ещё сбрасывает при прикосновении. Поэтому в её сборе нужна сноровка, осторожность, а главное, терпение. После сбора высчитывалось количество ягод в каждой пробе, к которой прилагалась этикетка с данными и наименованием участка опробования. Вес проб был определён в городе в лаборатории на электронных весах. На участке «Старый дом» в пробах было ягод: 343 (56,92 г); 351 (62,20 г); 620 (94,96 г). На участке «Европа-Азия» в пробах было ягод: 496 (66,36); 787 (125,86 г); 811 (129,6). Плотность ягод составила 6311 шт/м². Это самый большой урожай за всю историю наблюдений. Рекорд принадлежал 2006 году – 4688 шт/м².

В последний вечер перед выходом в город мы снимали закат солнца и любовались кометой С/2020 F3 (NEOWISE) в северной части неба.

Краски восхода
Краски восхода

Пятый день. 18 июля 2020 г.

Встретив в 4 ч 40 мин восход раскалённой звезды мы, позавтракав и быстро собравшись, по холодку в 7-00 выдвинулись в Златоуст. Но радовались свежей атмосфере мы недолго. Уже после приюта «Таганай» нас накрыло пекло. Зато на следующий день, 19 июля, разразилась гроза. Вот и подумай, что же всё-таки лучше, гореть как звезда, или мокнуть под слезами небес?

Марина Середа