Выражения «ход конём», «цейтнот», «рокировка», «патовая ситуация» давно вышли за рамки шахматной терминологии. Сами шахматы ещё древнее – человечество играет в них на протяжении пятнадцати веков. Тысячи людей во всём мире ежедневно соприкасаются с математикой, логикой и философией этой удивительной игры, в их числе – педагог дополнительного образования Павел Лушанкин со своими учениками.
На вопрос, почему шахматы – это спорт, Павел Михайлович даёт быстрый и однозначный ответ: «Потому что это борьба». О спорте он знает не понаслышке: за плечами спортфак и преподавание физкультуры в школе, от которого пришлось отказаться по состоянию здоровья. С 1993 года, на протяжении вот уже 27 лет, Павел Михайлович ведёт шахматный клуб «Надежда» в Центре развития творчества детей и юношества Тамбовского района. Любимой работой стало любимое когда-то хобби.
– В моём детстве не было ни компьтеров, ни виртуальной реальности, – рассказал педагог. – Мы с друзьями играли во дворе, в подвижные игры и в шахматы. Специально нас никто не учил, но конкуренция была высокой. Просто получать знания скучно, совсем другое дело – когда нужно сражаться, доказывать что-то, преодолевать препятствия.
Слагаемые успеха
На данный момент клуб посещают около 60 детей в возрасте от семи до семнадцати лет. Некоторых из них привели родители, некоторые пришли сами, откликнувшись на приглашение учителя. Каждый год Павел Михайлович проходит по школам Притамбовья и предлагает ребятам попробовать свои силы. Часть согласившихся отсеивается после двух-трёх занятий, часть уже в процессе понимает, что шахматы не для них. Остальные осваивают азы и переходят к совершенствованию игровых навыков.
Шахматная партия состоит из трёх этапов: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Дебют – самое начало игры – преследует целью развитие фигур и освобождение полей для рокировки. Он длится от 8 до 12 ходов: первый происходит по одному из 20 вариантов (16 ходов пешками и 4 конями), при втором игрок выбирает уже из 400 возможных положений на доске, и так далее. Лучшие начала партий объединены, сохранены и носят название «классический дебют».
Среди слагаемых успеха Павел Лушанкин называет интеллектуальную одарённость, увлечённость игрой и упорство в достижении цели. Если ребёнок ушёл, это не значит, что ему не хватило именно математических способностей, – выпасть может любое звено. Например, замечено, что девочки, в учёбе обычно более внимательные и прилежные, в шахматы играют хуже: им неинтересно.
Клуб помогает выявить склонности ребёнка, а если он продолжит заниматься, то ещё и развить их. Родители, как правило, понимают это и поощряют посещение шахматного клуба: оно дисциплинирует, повышает ответственность и успеваемость, учит общаться, соревноваться и анализировать ошибки.
– Соперник должен быть либо равный по уровню, либо сильнее, – поясняет Павел Михайлович. – Это значит, что без поражений не обойтись. Иногда ребёнок чувствует себя уверенно, а приезжает на турнир – и один проигрыш следует за другим. Здесь уже важно собраться, доиграть до конца, а после заняться разбором ошибок. Критическое отношение к своей деятельности развивает ребёнка не только как шахматиста, но и как личность.
В увлечении шахматами наблюдается зависимость от возраста: в младшей и средней школе дети играют много и охотно, потому что узнают новое и учатся взаимодействовать. В старших классах круг проблем расширяется, цели меняются – совершенствование игровых навыков отходит на второй план. Начинается взрослая жизнь.
Трудный хлеб шахматиста
О том, что одарённые выпускники не идут в мир больших шахмат, наш собеседник поведал без особого сожаления. Трезвый взгляд на доску учит трезвому взгляду на жизнь. Павел Лушанкин, имеющий первую квалификационную категорию педагога дополнительного образования, за время работы подготовил больше сотни разрядников, но хлеб профессионального шахматиста, по его словам, – это трудный хлеб.
– Каких бы результатов ты ни достиг, всё равно будут спады. Потому что на сильного всегда найдётся сильнейший, а на умного, я бы добавил, умнейший. Сегодня профессиональные шахматы могут позволить себе игроки очень высокого уровня, для достижения которого требуются средства и полная самоотдача.
Реализоваться в педагогической деятельности намного проще, особенно когда школа, семья и учреждения дополнительного образования действуют сообща. В практике Павла Михайловича именно так и произошло, он получает удовлетворение от проводимой работы, а его ученики – тренировку ума, полезный опыт и возможность не скучать, если под рукой есть доска и две армии фигур.
Вера Дашкова
Фото из архива Павла Лушанкина
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»