Найти в Дзене
Параллельная Россия

Как снимаются тревел-киношки — все подробности телепроизводства (часть VI)

Оглавление

Да, я много лет проработала в проектах, связанных с путешествиями. В том числе и на канале «Моя планета» — там до сих пор выходят мои программы. И всю эту кухню знаю не понаслышке. Хотите тоже узнать? Пожалуйста.

В предыдущей статье — она вот по этой ссылке — я начала рассказывать о съёмочно-командировочном процессе. В этой — речь пойдёт о нём же. Уж очень тема глобальна — одной статьёй не отделаешься.

И — интуиция

На съёмках без неё никак.  Телеработник без чуйки профнепригоден. Не знаю, как это работает — третий глаз, особо чуткое шило в заднице, или какая-то отдельная сверхспособность, но съёмочная группа просто обязана оказаться в нужное время в нужном месте. И это относится к любым тележанрам.

И вот одна показательная история, которая для меня и моей интуиции стала ну очень большим испытанием. Пожалуй, самая непростая съёмка в жизни.

Дело было на Урале, мы там снимали киношку про гору Народная для цикла «Вершины России». Кроме учёных, альпинистов, сплавщиков, планировались ещё и оленеводы. И организаторы поездки говорили — оленеводов у нас тут завались, на каждом углу, найдём. А по факту оказалось, что связи с ним нет, и где их стойбище хрен знает.

В результате нас привезли в лес и сказали: вот дорога, машина туда не проедет, надо идти пешком, всё время прямо, часа 2-3, и где-то там вполне могут быть оленеводы. А могут и не быть.

Мы офигели. Нам же нужно было снимать, то есть тащить с собой технику — камеры, штативы, свет, звук, всё это добро, которое весит бешеные килограммы. И вся съёмочная группа смотрела на меня: я должна была принять решение — мой же сценарий, могу убрать из него оленеводов, могу оставить. Но мне они были нужны. И ещё было какое-то внутреннее знание — надо идти.

Ну мы и пошли. По бездорожью. С тяжеленными рюкзаками на плечах. Я — со смутной надеждой, а коллеги — с мысленными матами в мой адрес. Никогда морально мне не было тааааак тяжело и никогда время не тянулось тааааак долго!

И какое же это было счастье, когда часа через полтора нашей печальной ходьбы вдали на горизонте показалось что-то, похожее на чум! Просто камень с души упал!

Потом мы ещё час пёрлись до этого чума, переходили вброд реку, договаривались с оленеводами, решали кучу рабочих вопросов на месте и в итоге сняли крутейшую историю — очень живую и настоящую. Правда, сами понимаете — ситуация была на грани: как меня коллеги тогда не прокляли, не знаю.

О — опасности

В общем, да, и они случаются в съёмочном ремесле. Особенно часто у тех, кто работает в новостях и имеет дело с военными действиями и террористами. Само собой это очень стрёмно и чревато чем угодно. Но, полагаю, новостники прекрасно понимают, на что идут.

На съёмках тревел-программ рисков обычно куда меньше. Конечно, если группа не суётся в какие-нибудь трущобы или наркорайоны. И то обычно принимающая сторона даёт сопровождение.

Все мои опасные истории были связаны в основном с тем же проектом «Вершины России». Мне было очень страшно, когда я улетела во время подъёма с горы Юдычвумчорр. Прям вот натурально сорвалась вниз и полетела с жутким визгом. Но ребятушки каким-то образом меня поймали. Как всё тряслось потом, страшно вспомнить.

Потом там же в Хибинах, ветром перевернуло снегоход, на котором я сидела. К счастью, была в шлеме и отделалась испугом, но не лёгким, нормально так пересрала.

Была очень стрёмная история, когда отстала от группы на Белухе. Куда идти фиг поймёшь, вокруг всё белое, следов не видно. Белуха ведь очень серьёзная гора — там и потеряться можно, и в трещину упасть.

А у меня же богатое воображение: сразу всплыли в памяти замёрзшие альпинисты на склонах Эвереста, живенько себя представила на их месте, тут же и слезу пустила. Потрясывало серьёзно от страха, честно говоря.

Бурятский шаман ещё как-то во время съёмок обряда внезапно ухо калёным железом прижёг. Духов изгонял.

-5

Ну и в Баренцевом море однажды рыбаков снимали, и случился такой шторм, что, казалось, сейчас все мы отправимся прямиком в ледяные северные воды. Обошлось. Правда, интервью я брала с регулярным перерывом на поблевать. Хорошо — рыбаки народ понимающий, смиренно дожидались.

Продолжение скоро. А начало телезаметок вот здесь. Все мои статьи о том, как делается тревел-кино, можно найти по хештегу #бакланова про тв — добро пожаловать.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самые интересные истории о России!