Хакама в японских боевых искусствах
Почти каждый новичок, пришедший на занятия Айкидо, хочет поскорее получить колоритную «юбку-штаны» - хакама. И только после нескольких лет серьезных занятий он достигает первого Кю – уровня, при котором официально можно носить хакама с белым поясом. Сдав на мастерскую степень – дан, – ученик может одевать под хакама уже черный пояс (в некоторых школах хакама могут носить ученики только от первого дана и выше). Не смотря на то, что на территории СНГ счастливых обладателей «черных штанов» уже сотни и тысячи, многие из них, надевая свой новый интересный объект гардероба не знают о его истинном происхождении и значении.
Многие правильные адепты Айкидо всегда носят хакама. При виде же черного пояса, занимающегося только в доги, без хакама, они критично на него смотрят и говорят: доги – это лишь нижнее белье, необходимо всегда носить хакама. С такой логикой все каратисты, дзюдоисты, да и адепты того же Айкидо Томики или Ёсинкан занимаются в трусах! А про спортсменов самбо я вообще молчу. Палка о двух концах. С одной стороны, хакама лишь мешает и отвлекает новичков от тренировочного процесса, с другой стороны, – это непременный элемент традиции, который необходимо чтить и уважать, элемент, культивирующий дух старых японских воинских искусств.
Происхождение хакама описано в разных источниках по-разному.
Официальная версия гласит, что исторически хакама была куском материи, которую древние японцы оборачивали вокруг бедер. Позднее она преобразилась в современный ее вид – длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку или шаровары, которую традиционно носили мужчины в неформальной обстановке.
По словам основателя Айкибудо Сэнсэя Алана Флоке, прошедшего не малый путь на поприще японских боевых искусств, хакама изначально одевалась самураями под доспех. Широкие штанины обматывались вокруг ноги и защищали кожу и кость от жестких доспехов, которые могли сильно натереть или поранить плоть при длительных конных или пеших переходах. В последствии, хакама стала традиционным элементом гардероба средневекового самурая, одним из символов принадлежности к элитному сословию японских воинов.
Уровень официальности хакама зависит от ткани и расцветки. В Средние века их ежедневное ношение разрешалось лишь кугэ, самураям и священникам, простолюдинам же разрешалось надевать их лишь в исключительных случаях (например, в день собственной свадьбы). Готовясь к бою, самураи ниже колен стягивали хакама поножами или обмотками.
Хакама красного цвета с белым верхом считается женским религиозным одеянием в Синто и Омото. В Будо хакама чаще всего черного цвета или синих оттенков. В большинстве школ хакама является символом мастерства и ее разрешается носить лишь с определенного технического уровня занимающегося.
Спинкой хакама служит специальная дощечка – коси ита («поясничная дощечка»), приложенная к пояснице, чтобы хакама лучше сидела. Коси ита также делает фигуру стройнее.
Интересен тот факт, что в хакама, используемых в боевых искусствах, существует 7 складок. Каждая из этих складок имеет свое символическое значение. Складки, по словам Основателя Айкидо, символизируют семь добродетелей Будо:
- дзин (доброжелательность);
- ги (честь или справедливость);
- рэй (вежливость и этикет);
- чи (мудрость);
- син (искренность);
- чю (преданность);
- ко (благочестие).
О-Сэнсэй говорил: «Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо».
Тем самым, облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Всего существовало четыре вида хакамы:
- Хакама с двумя штанинами, используемая ныне в боевых искусствах - дзеба хакама. Этот вид хакама использовался всадниками для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И носили этот вид хакама в основном самураи.
- Для особых случаев существовала укороченная версия хакама, прикрывавшая ноги не полностью (подобно шортам).
- Также существовала хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути это была просто длинная юбка.
- Четвертая разновидность хакама– полная противоположность второму типу.
Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, одеваемая на аудиенции к Сёгуну или Императору. Она имела длину 3 - 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того что бы просто облачиться в неё, требовалась помощь по крайней мере одного человека.
Сэнсэй Кацуюки Кондо, мой Учитель, много рассказывал про значение хакама в искусстве Дайто-рю Айкидзюдзюцу. В Дайто-рю, как древнем искусстве самураев клана Такеда, хакама появилась благодаря традициям предков. По словам Кондо Сэнсэя, хакама – это одежда, которую полагается носить по этикету. В наши дни мужчины могут носить хакама после получения степени шодан, женщины иногда могут носить хакама сразу, начиная с момента начала занятий, однако часто это лишь осложняет процесс обучения, скрывая движения ног и сковывая новичка. Часто в залах Дайто-рю Айкидзюдзюцу адепты, даже будучи черными поясами, не одевают хакама вообще (особенно это относится к европейцам). По Словам Кондо-Сэнсэя, носить хакама или не носить – это правило конкретного додзе, однако, если ученик хочет показать свое уважение и почтение к учителю, то он должен непременно одевать хакама. Сам Сэнсэй практически никогда не одевает хакама, мотивируя это тем, что она может скрыть некоторые нюансы движений ног.
Станислав Копин, ноябрь 2012.