С 19 июля по 3 августа 1980 года в Москве на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина проходили XXII летние Олимпийские игры.
На протяжении 15 дней лучшие спортсмены мира состязались в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и Таллине. В Олимпиаде-80 приняли участие спортивные делегации 81 страны. Из-за бойкота в связи с вводом советских войск в Афганистан, на московские Олимпийские игры не прибыли спортивные делегации США, ФРГ, Японии и некоторых других стран.
Призерами Олимпиады-80 стали спортсмены 36 стран. Советские спортсмены завоевали 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей.
Официальным талисманом Олимпийских игр 1980 года стал медвежонок Миша – герой русских народных сказок. В 1977 году группа советских художников получила задание "рисовать медведей", и из представленных на конкурс эскизов был выбран рисунок Виктора Чижикова, на котором был изображен всем теперь известный оптимистичный медвежонок. В дни Олимпиады его изображение было везде – на значках, конвертах, марках, сувенирах, одежде.
На церемонии закрытия Олимпийских Игр на поле вышли Лев Лещенко, Татьяна Анциферова с ансамблем "Пламя".
Под песню "До свиданья, Москва" А. Пахмутовой и Н. Добронравова, ставшую гимном Олимпиады-80, огромный коричневый Миша, находившийся в центре стадиона, на многочисленных воздушных шарах взлетел в небо. Провожая талисман московских Олимпийских игр, весь стадион встал. По лицам некоторых людей даже текли слезы.
XXII летние Олимпийские игры. Открытие.
Ещё из истории Игр:
19 июля 1908 года во время Игр (IV летние Олимпийские игры 1908 года, Лондон), епископ Пенсильвании Этельберт Талбот на службе в соборе святого Павла произнёс известную фразу "Главное - не победа, а участие".
Эта фраза сказана в связи с трагедией итальянского бегуна Пьетри Дорандо: Пьетри целенаправленно готовился к марафону в Лондоне, рассчитывая на победу. Марафонский забег проходил в очень жаркий день, причем старт его был дан в самое пекло – в половине третьего дня.
Пьетри начал не очень быстро, постепенно обгоняя конкурентов. К 32-му километру он вышел на второе место, на 39-м «сломался» прежний лидер, и между итальянцем и золотой медалью оставалось всего три километра дистанции.
Дальше разыгралась одна из величайших драм в истории спорта. Окончательно обессиленный Пьетри добежал до стадиона, где его приветствовали 75 тысяч зрителей. Ему оставалось до финиша несколько сотен метров, но спортсмен потерял ориентацию и побежал не в ту сторону. Когда судьям удалось объяснить это атлету, тот попытался развернуться, но упал. Подняться ему удалось только при помощи судей, но он продолжил бег. Дальнейшее уже походило на гладиаторские бои – на последних 200 метрах дистанции Пьетри падал четырежды, поднимался с помощью судей, но все-таки пересек линию финиша.
Потрясенный Артур Конан Дойл, работавший на Играх репортером, написал: "Величайшие усилия итальянца никогда не будут вычеркнуты из истории спорта независимо от решения судей".
Делегация США заявила протест и победителем был признан пришедший вторым американец Джонни Хейс. Через 10 дней состоялась торжественная церемония вручения призов. Вручать призы должен был король Эдуард, но, рассерженный поведением американских спортсменов, он отказался участвовать в этом мероприятии. Вместо него награды вручала его супруга Александра.
Королева Александра заказала для итальянца специальный золотой кубок.
Что касается Дорандо Пьетри, то лондонская трагедия сделала его невероятно популярным. В течение следующих трех лет он участвовал в марафонских забегах в разных странах мира, заработав фантастическую по меркам того времени сумму для спортсмена – 200 000 лир. Осенью 1908 года, а также весной 1909 года Пьетри в США сходился с Джоном Хейсом в специально организованных забегах, которые собирали десятки тысяч зрителей. Оба раза побеждал итальянец, вот только золотой медали Олимпиады ему это принести уже не могло.