Продолжение маршрута по Южному Уралу с инструкцией как добраться до различных интересных мест, их координатами и примерным временем посещения. Много интересных достопримечательностей на относительно небольшом расстоянии между ними. Рекомендую ознакомиться с предыдущей частью, если вы до сих пор этого не сделали.
В предыдущей части мы остановились на известковых печах недалеко от Сатки. Едем к притесам.
11:30 Через 4 км -6 мин оставьте машину на стоянке [55.172388, 58.806309]. Рядом от перекрестка асфальтовых дорог в лес уходит грунтовая дорога. Она приводит к Ваняшкинским притесам и скале Королева [55.174103, 58.811028] с видом на реку и дачный поселок (600 м ходьбы по лесу в одну сторону).
12:00 Оставьте машину около моста [55.154989, 58.806858] (после 3 км и 5 мин езды). Слева находится каскадный водопад, выходящий из тоннеля. Тоннель длиной 3,3 км сооружен в 1971 году для отвода вод реки Каменки от подземных рудников. Внутрь тоннеля мы не лазили. Там слишком много воды.
12:30-13:30 Далее едем в сторону пещеры Кургазакская 8,5 км. В точке [55.128103, 58.716802] съезд с асфальтовой дороги. Нужно проехать по грунтовке вдоль дороги в сторону перелеска до обрыва у реки [55.138043, 58.722834]. Здесь хорошее место для пикника или ночевки. До пещеры нужно еще дойти пешком. С обрыва вниз есть тропинка, по ней нужно идти до грунтовой дороги, повернуть налево и идти в сторону реки. Справа будет подъем вверх к пещере [55.137851, 58.727169]. До подъема к пещере можно добраться на машине, но это не точно. На схеме предполагаемый вариант. Пещера имеет большой входной грот. На полу камни и лед. Осторожно! У левой стены вниз продолжается пещера. Из-за скользкого льда туда опасно спускаться. Требуется веревка. У нас её не было, поэтому мы ограничились осмотром грота.
14:00-14:30 Вернитесь на асфальт, немного проедьте 1,5 км, поверните направо на грунтовку [55.137491, 58.699009] и доберитесь до шлагбаума. Перед ним можно оставить машину. По тропе за шлагбаумом нужно идти до крутого спуска. Внизу находятся Сухие водопады [55.145197, 58.707389]. Это целый каскад каменных ступеней, представляющий из себя русло высохшей речки. Своим видом они напоминают какие-нибудь развалины города инков.
15:00 От шлагбаума нужно свернуть на грунтовку, проходящую мимо мимо деревни, чтобы выйти к реке Ай. В точке [55.149198, 58.694295] можно остановиться и выйти к Большим притесам. С них открывается вид на реку, Айские притесы и пещеру под ними.
15:30 Езжайте дальше по дороге. Сбоку будет палаточный городок над пещерой и Айскими притесами. За дополнительную плату вас могут сбросить на веревке со скалы, особенно если вы приехали в выходные.
Езжайте по грунтовой дороге до асфальтовой. Направо есть деревня Алексеевка, в которой из колонки можно набрать питьевую воду. Еще дальше по гравийной дороге есть пещера Палласа [55.157015, 58.656326]. Она не обязательна для посещения, поскольку она невысокая. Мы в нее залезать не стали. Если перед мостом через реку Улуир повернуть налево, то можно увидеть тропинку, которая ведет наверх к пещере. Также в этом районе есть и другие достопримечательности, но либо до них трудно добраться, либо они незначительные.
Возвращаемся 35 км (полчаса пути) в город Сатка, чтобы посмотреть Карагайский карьер.
17:30 Для этого нужно заехать за гаражи [55.044578, 58.984813]. Придется перелезть через груду щебня и перейти дорогу для самосвалов. Заборов нет. Мы были там, когда рабочий день уже закончился, и в карьере никого не было. В данном карьере добывают магнезит, который используют в огнеупорных материалах (например, в доменных печах). Если приглядеться, то можно увидеть входы в шахты. Возможно, на добывающем предприятии «Магнезит» есть официальная смотровая площадка. Мы не пытались туда попасть. Подозреваю, что нужно будет сильно заранее на эту площадку записываться.
18:00-19:00 Проезжайте 5,5 км до парковки [55.039191, 59.028179]. По пути на улице Коммунистической ярко раскрашены жилые дома. Еще один пример благоустройства Сатки. Далее внизу набережная с видом на пруд и остров «Дупло Орла» с развлечениями для туристов. Мы этот остров не посещали. Интересно там или нет - я не знаю. Рядом с указанным местом стоянки можно осмотреть печи чугунно-плавильного завода и оценить аромат, который они выдают. С другой стороны, от завода можно пройтись по улице мимо парка аттракционов Сонькина Лагуна (Дупло Орла относится к ним). Ужинали и ночевали мы снова в гостинице «Демьян». Хороший альтернативный вариант - заночевать в палатке у Айских притесов.
День 4. Национальный парк Зюраткуль
Как обычно в 8 утра выезжаем из гостиницы и едем в сторону национального парка Зюраткуль до начала экологической тропы к вершине хребта с одноименным названием (54 км, 1 час пути, из них 12 км по гравию) [54.926548, 59.226916]. По пути будет кордон. На нем нужно сказать, что вы на вершину хребта и заплатить небольшую сумму. У начала экологической тропы есть парковка. Ближе к середине дня она будет заполнена даже в будний день. Для подъема в гору необходимо надеть удобные кроссовки, взять рюкзачок с литром воды и едой для перекуса. В одну сторону 6 км пути: сначала дорожка из досок, потом тропа с плавным подъемом, далее по большим камням наверх до вершины. Спешить не нужно. Лучше периодически останавливаться для отдыха. Никаких специальных навыков не требуется. Мы поднялись за 2 часа на вершину [54.955374, 59.179097]. Её высота 1175 метров.
По возвращении обратно, мы остановились отдохнуть в деревянной беселке. К нам подошли три девушки, одна из них с мамой, и попросили открыть банку. Мы немного поболтали. Если узнали себя, пишите.
После спуска с гор можно искупаться в озере Зюраткуль и позагорать. Оставить машину можно здесь [54.923237, 59.227023]. За стоянкой небольшой пляж.
Далее следуем в Златоуст (63 км 1 час пути). По пути на трассе М5 можно поужинать. В Златоусте мы впервые столкнулись с тем, что гостиница может принимать только командировочных. Хотя, когда мы были там в конце июня 2020 года, Челябинская область считалась открытой для всех приезжих и был разрешен туризм. В итоге, мы две ночи были в приличной гостинице квартирного типа «Дом на Мельнова» [55.185110, 59.642967] +7 (982) 364-94-90.
День 5. Национальный парк Таганай
В 8 утра выезжаем из гостиницы на край города к кордону национального парка Таганай. Там нужно заплатить денюжку. За шлагбаумом большая стоянка. Есть родник с питьевой водой [55.220286, 59.734019]. Для похода на гору «Перья (Двуглавая сопка)» необходимо надеть походную одежду, удобные кроссовки, взять рюкзак с 1,5 л питьевой воды на каждого, немного еды. Тропа начинается здесь [55.221506, 59.734270]. Предстоит пройти 7,5 км до вершины. У нас ушло на подъем 2,5 часа, но он примерно в 1,5 раза тяжелее, чем в предыдущий день. Сначала обычная лесная дорога. Ориентироваться можно по бело-голубой краске на деревьях. Вы встретите указатель на верхнюю и нижнюю тропу. Вам на верхнюю к приюту Белый ключ. После пересечения Горбатого моста начинается плавный подъем по каменистой тропе. У приюта можно набрать питьевой воды. Далее черная лестница и крутая тропа наверх. Рядом с тропой строится вторая лестница. Тропа станет легче, когда доберетесь до острых серых скал. До вершины близко [55.27078 59.77470]. Высота горы 1034 м. На вершине находится гнутая груда металла – это бывший геодезический знак. С вершины видна Большая каменная река, Златоуст и другие горы. Что в Зюраткуле, что в Таганае, чем раньше по времени идешь в гору, тем меньше народу. Чтобы посетить каменную реку, нужно пройти по нижней тропе. Мы туда не ходили – уже не было сил. Каменную реку лучше посетить, тем кто не собирается покорять еще одну вершину.
Где-то в 15:00 мы вернулись к кордону. В городе есть музей златоустовской гравюры [55.173562, 59.673418]. По пути к нему можно посмотреть старый электровоз [55.197842, 59.711104]. Парковки у музея нет, машину можно оставить вдоль улицы Ленина. Режим работы музея пн-пт 9-17:30. Билеты в музей покупаются в соседнем магазине с гравюрами. В музее выставлены сами гравюры, а также холодное и огнестрельное оружие, соответствующим образом оформленные. Гравюра получается несколькими видами гальванических покрытий. Магазин также можно осмотреть как музей. Там много гравюр с различными животными, охотничьими сюжетами, видами леса, текстами высказываний. Но не было гравюр с видами именно природных достопримечательностей, расположенных рядом с Златоустом, или небольших гравюр-магнитиков, которые можно повесить на холодильник. Музей и магазин однозначно стоит посетить. Больше в Златоусте смотреть нечего. В конце июня 2020 года столовые в Златоусте не работали. Поужинать можно в номере гостиницы, там есть кухня. В городе также есть столовые, но они не работали.
День 6. День разноцветных озер
Выезжаем в 8 утра на трассу М5 в сторону Чебаркуля. По пути есть стелла «Европа-Азия» [55.018230, 59.734658].
10:00 На берегу озера Чебаркуль [54.964931, 60.342425] (77 км 1 час 10 мин от Златоуста) стоит памятник метеориту, упавшему в озеро в 2013 году. Памятник расположен на территории яхт-клуба. Сам памятник похож на могильное надгробие. Он, и все вокруг – дешевая завлекаловка для туристов. Какое-то сомнительное лицо попыталось взять с нас мзду за просмотр 10 рублей(!), но мы ему ничего дали. В Чебаркуле еще есть церковь с красивой архитектурой [54.976143, 60.349520]. В общем, Чебаркуль необязательно посещать. Можно сразу в Миасс к озеру Тургояк.
11:00 В центре города Миасс есть автомобильный завод «Урал», производящий знаменитые грузовики. У заводской площади стоит памятник ЗиС-5. Машину можно оставить во дворе [55.064089, 60.108798] (26 км, 30 мин от Чебаркуля). Заводской музей на закрытой территории. В центре города есть столовые, в которых можно пообедать.
11:30 Озеро Тургояк. В точке [55.153854, 60.112583] расположена стоянка (12 км, 15 мин), а неподалеку бесплатный пляж. Вода в озере очень чистая и прозрачная, как на Байкале. Дно каменистое. По берегам озера множество баз отдыха и для туристов почти нет свободного подхода к воде. Это характерно также для многих других озер Челябинской области, где трудно бесплатно отдохнуть на берегу.
14:00 Карабаш. В точке [55.456292, 60.210854] (43 км, 40 мин) можно подъехать к берегу красного озерца по черной дороге из шлама. Как известно, Карабаш самый грязный город России, из-за того, что в нем выплавляют медь и образуется много вредных выбросов. Дышать там очень неприятно и хочется побыстрее оттуда уехать. Но ядовитые пейзажи около города можно считать альтернативными достопримечательностями. Озеро красное из-за окислов железа и других химических соединений. Можно проехать через город к пруду у завода [55.471144, 60.200806] (4 км). По пути видно много покинутых зданий. Едем на выезд из города, где находится гора черного шлама [55.492718, 60.244322] (4 км). По пути справа будет видна гора без растительности с надписью: «Спаси и сохрани».
15:00 Едем в Сугомакскую пещеру. Стоянка для машин в точке [55.712107, 60.470041] (38 км, 35 мин, местами разбитый асфальт). Сама пещера в точке [55.714707, 60.460351]. В принципе, можно подъехать прямо к ней, но большинство приезжающих оставляют машину на стоянке. У пещеры много людей, в том числе с разных регионов. Но пещера не такая большая. У нее большой входной грот. Дальше идет узкий лаз вниз. Никто туда не лез, и мы тоже. Там нужна веревка.
16:00 Проезжаем через Кыштым. В центре, посреди прудов находится заброшенная усадьба Демидовых [55.706601, 60.535330]. Машину можно оставить здесь [55.706034, 60.537191] (6,5 км 8 мин). Калитка на территорию открыта. Несмотря на то, что усадьба является памятником федерального значения, её состояние очень плохое. Видны следы реставрации, далекой от завершения. Но сама по себе усадьба очень внушительная.
16:30 Неподалеку от Кыштыма находится Уральское Бали – каолиновый карьер с бирюзовой водой [55.676523, 60.596264]. К нему ведет гравийная дорога. Встать на машине можно вдоль нее [55.676955, 60.590430] (6 км, 10 мин). Дальше дорога перегорожена песком.
Пришло время выдвигаться в город-миллионник Челябинск. Забронируйте гостиницу. Мы ночевали в гостинице Солнечная [55.148056, 61.363397] (улица Худякова, 18, 98 км, 1 час 20 мин пути), потому что там достаточно адекватные цены для её расположения. Есть охраняемая стоянка [55.148505, 61.364260]. Для того, чтобы поужинать мы заказывали еду с доставкой. Кафе в гостинице уже не работало. Когда стемнеет, можно пройтись до памятника Курчатову, а потом и до университета, полюбоваться их подсветкой. На улице иногда пахло как будто от железной дороги. Спали мы с комфортом, но было ощущение, что съезжаешь с кровати в сторону окна. Оказывается, у здания просел фундамент, и оно немного наклонено.
День 7. Челябинск
Утром после завтрака осмотр города. Мы начали его с памятника Курчатову [55.159289, 61.363182], далее мимо Южноуральского Государственного Университета [55.160045, 61.370317] идем в сквер Алое поле с памятниками Ленину [55.160573, 61.391270], Орленку [55.160381, 61.392928], Александро-Невской церковью [55.162370, 61.391034]. К сожалению, церковь и памятник Орленку во время нашего посещения были на ремонте. Двигаемся к музею Южного Урала [55.168443, 61.397858] и на набережную реки Миасс. Музей должен был работать ежедневно, но в конце июня был закрыт. В нем находится тот самый метеорит, который упал в озеро Чебаркуль. Далее начинается пешеходная улица Кирова со множеством новодельных скульптур и сувенирными лавками. Улица заканчивается площадью Революции в окружении сталинской архитектуры. Через дорогу можно перейти по подземному переходу слева. Идем до Драмтеатра [55.156417, 61.402775] и поворачиваем направо на улицу Сони Кривой. А там уже недалеко до Сферы любви [55.156658, 61.395169] – самая интересная скульптурная композиция в Челябинске. Также можно дойти до вокзала, у которого находится музей истории Южно-Уральской ЖД [55.135345, 61.412318], памятник сказ об Урале [55.141762, 61.413762]. На такси мы доехали до гостиницы, там пообедали и двинулись дальше.
В целом, чтобы прогуляться по Челябинску нам хватило 3-4 часа, потому что не работали музеи. Если бы они работали, Челябинска хватило бы на целый день. А так город не очень туристический. Над городом периодически летают военные самолеты. В такси нам объяснили, что рядом находится авиабаза и это не подготовка к параду. Местные город не жалуют, но в центре он выглядит неплохо. Есть ощущение большого развивающегося города. Но ночью на улице иногда пахло как будто от железной дороги.
В конце дня посмотрим несколько карьеров.
14:30 Первый из них необязателен для посещения, поскольку огорожен забором. Это Коркинский разрез – крупнейший угольный разрез России. Его глубина 540 метров. Мы были в точке [54.898475, 61.411899] (40 км 40 мин езды). Из-за забора особо ничего не увидишь. Мы видели других туристов, которые также разочарованно уезжали. Здесь нужен дрон с видеокамерой.
15:00 Совсем недалеко есть Батуринский разрез ([54.804719, 61.367287] - стоянка, 23 км 30 мин от Коркинского разреза), в котором добывали бурый уголь. Сейчас он заполнен водой.
16:00 Небольшой крюк стоит сделать ради мраморного карьера в селе Коелга (46 км, 40 мин, асфальт местами не очень, парковка [54.651822, 60.915697]). Можно спокойно выйти на край карьера, на нас никто не обращал внимание. Карьер очень впечатляющий. Также рядом есть заброшенный мраморный карьер [54.656097, 60.916083], затопленный водой.
Ночуем в Южноуральске (74 км, 1 час пути). Там недалеко от трассы есть несколько гостиниц. Мы ночевали в гостинице Жемчужина [54.453700, 61.286198], где к ночевке прилагалось полчаса бесплатного бассейна. В номере я впервые увидел электрический фарфоровый чайник. В городе находится фарфоровый завод.